Sostav.ru - [как) Дизайн! - Выпуск 19. Газетный дизайн-2004
Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
  Сотка
   Владимир Путин обсудил с журналистами свою статью 
124
Реклама на Sostav.ru Сделать домашней страницей Контакты Sostav.ua Русская версия
[как) Дизайн!
Версия для печати

Выпуск 19.
Газетный дизайн-2004




В 16 выпуске нашей колонки мы рассказывали о Всемирном обществе газетного дизайна (Society for News Design), где были представлены лучшие мировые образцы газетного дизайна. Хочется спросить, а что у нас? А у нас 22 октября подвел итоги Всероссийский открытый конкурс "Газетного дизайна-2004". Сравнивать смысла нет - есть смысл знать своих героев. Лучшие, на наш взгляд, работы - в колонке.
Пояснения под группами работ - по сути рассказ о прошлом, настоящем и будущем мирового газетного дизайна Терри Уатсона (Terry Watson) - газетного дизайнера, консультанта, профессионала, который занимался редизайном газет во многих странах мира. Его комментарии к работе над редизайном "Советского спорта", можно прочесть в журнале [кАк) № 34 за 2005 год.

О конкурсе рассказал Дмитрий Сурнин, один из авторов идеи и организаторов мероприятия.
Самое главное
В главной номинации - "Лучший газетный дизайн" - золото получили обновленные "Известия", серебро - газета "Парма-Новости" из маленького Кудымкара, а бронзу - "Бизнес", "Советский спорт. Футбол" и "Деловой Петербург".
Судейство прошло в мае 2005 года в Москве. Жюри рассмотрело более тысячи работ, представленных в шести номинациях. По результатам было присуждено 49 наград. Всего участие в конкурсе приняло 91 издание из России, Украины, Белоруссии и Латвии. Состав участников самый разный - газеты федеральные и районные, ежедневные и еженедельные, общественно-политические и развлекательные.
Награды победителям будут вручены в октябре этого года на Второй ежегодной конференции "Газетный дизайн". Там же состоится презентация книги с образцами лучших работ.

Зачем все это?
"Понятно, что во многих российских газетных редакциях дизайнер до сих пор в самом низу пищевой цепочки (чуть-чуть повыше корректора), что многие люди, которые сейчас занимаются оформлением газет, пришли в профессию случайно, что полиграфия во многих местах отвратительна, шрифты и clipart'ы ворованы, зарплаты низки, а объемы работы велики. Но, несмотря на все проблемы, есть много людей, которые любят свое дело, которые хотят расти, учиться и помогать учиться другим, люди, у которых есть профессиональные амбиции и гордость, люди, которым нужно, чтобы их работу оценили по достоинству", - предельно ясно отвечает на вопрос Дмитрий Сурнин, автор идеи и сопредседатель оргкомитета конкурса "Газетный дизайн".

История
В этом году конкурс проходил уже во второй раз. Первый российский конкурс "Газетный дизайн" прошел в 2004 году, и он носил скорее характер эксперимента. Хотя конкурс тогда никак особо не рекламировался - в нем приняло участие 129 газет, что не мало. Российский конкурс задуман по подобию Всемирного конкурса The World Best Newspaper Design, проводимого Всемирным обществом газетного дизайна (SND), и других аналогичных конкурсов, проходящих в Европе. Всемирный конкурс проходит уже 26 лет.
Работы
Разброс в уровне работ был очень большой. Значительная часть не соответствовала никаким стандартам, а часть газет, по признанию членов жюри, была оформлена на очень высоком уровне и вполне могла выходить в любом крупном европейском городе - Берлине, Лондоне или Мадриде. Причем такие классные работы приходили не только из Москвы и Питера, но и из регионов.
Хотя из всех наград, присужденных по всем номинациям, только одна медаль золотая, тем не менее, если сравнивать с прошлым годом, уровень работ был выше: в прошлом году присуждено только 19 наград, а в этом - в 2,5 раза больше. Также больше было участников из Москвы и Петербурга, а среди победителей появились издания из других стран ("Газета по-киевски" из Киева и "Суббота" из Риги).
Полный список победителей по каждой из номинаций можно посмотреть на сайте: www.newspaperdesign.ru.

Лучший газетный дизайн

Типографика

Прошлое и настоящее
"Настольная" революция.
Газеты редко выбирались за пределы узкого круга стандартных шрифтов, считавшихся наиболее надежными в печати. Появление "Маков" и PC, предоставивших множество гарнитур в распоряжение дизайнерских отделов, часто вело к хаотичному использованию различных шрифтов в пределах одной газеты, страницы, рубрики.

Будущее
"Постнастольная" революция.
Газеты всё активнее будут пытаться использовать особенные, разработанные по индивидуальному заказу гарнитуры, но в значительно более сдержанной манере, что должно выделить их на фоне множества изданий, использующих общедоступные шрифты.

Макет

Прошлое и настоящее
Значительной частью функций замредакторов, редакторов полос и журналистов, работающих в отделах, было и продолжает оставаться создание макетов. Головоломная задача вбить содержание в реально осуществимую форму требует значительного времени, она порой мучительна, а порой и невыполнима.

Будущее
По мере того как форматы становятся меньше, гибкость макетирования также уменьшается. В совокупности со все более изощренной пагинацией*(СНОСКА *Нумерация страниц) структурные макеты начнут играть более значительную роль в дизайне и производстве. Поскольку дизайн естественно интегрируется в редакционный процесс, макетирование оказывается тесно связано с редактированием и процессом принятия решений. В то же время техническое упрощение подготовки полос позволит журналистам уделить больше внимания содержательному редактированию материалов.


"Известия", Москва. Золото


"Парма-новости", Кудымкар. Серебро


"Бизнес", Москва. Бронза


"Деловой Петербург", Санкт-Петербург. Бронза


"Советский Спорт. Футбол", Москва. Бронза


Лучшее оформление первой полосы


"Новые известия", Москва. Серебро


"Московские новости", Москва. Бронза


"Хроника настоящего времени", Санкт-Петербург. Бронза


Лучший информационный пакет


"Комсомольская правда", ("Где в метро встретить динозавра"), Москва. Бронза


"Парма-новости", ("Дорогие твои старики"), Кудымкар. Бронза


"Томская неделя", ("Томь" - через тернии к звездам"), Томск. Бронза


Лучшее использование документальных фотографий

Фотография

Прошлое и настоящее
Уровень использования. Где-то в 80-х годах роль фотографий изменилась с подчиненной по отношению к тексту на доминирующую. Каждая полоса, кроме разве что извещений о рождениях, смертях и помолвках, непременно содержала одно огромное фото и еще несколько меньших. Сделать иначе означало расписаться в своей отсталости. Что касалось объекта, то новостные кадры были просто иллюстрацией события. Спортивное фото - два человека и мячик. Фотографии к очеркам были более артистическими изображениями персонажа или объекта. Случайные "художественные" снимки - допускались.

Будущее
Совершенствование печати означает, что качество фотографий (и художественное, и техническое) наряду с содержанием иллюстраций станет предметом отбора. Осознание и принятие новой роли газет изменят критерии выбора и использования фотографий. Задача газеты - освещать новости, события и проблемы, уже затронутые круглосуточным новостным телевидением, радио, Интернетом и мобильной связью. А по длительному воздействию ничто не может сравниться с хорошо воспроизведенным статичным изображением в качественно отпечатанной газете (успех огромного количества великолепных цветных приложений - лишнее тому подтверждение). И не стоит расточать эти возможности, воспроизводя кадры, уже известные по другим медиа. Видимо, восторжествует скорее "журнальный" подход к фотографиям: они станут не такими прямолинейно новостными, но более "графичными". Гибкий дизайн снизит нужду в огромных иллюстрациях для оживления страницы. Заметнее станет роль проектов портфолио, когда газеты начнут в полной мере использовать совершенствование печатных и допечатных технологий для создания фото-эссе в журнальном стиле, усиливающих воздействие длинных историй и серьезных проблемных материалов.


"Новые известия", Москва. Бронза


"Дважды два", Апатиты. Знак отличия


"Хроника настоящего времени", Санкт-Петербург.
Специальная награда судей за редактирование фотографий


Лучшее использование недокументальных иллюстраций

Чистое пространство

Прошлое и настоящее
Чистое пространство десятилетиями было проклятием для газеты. Позже это стало "круто" и "то, что надо", когда страницы газетных очерков начали прикидываться журнальными страницами:

Будущее
Изменение роли газеты при наличии телевидения и Интернета постепенно размоет границы между новостью и очерком, поэтому чистое пространство, вместо того чтобы использоваться для создания эффектов на "особых" страницах, будет органично встроено в дизайн газеты в целом. И применяться оно станет более контролируемо и целесообразно, для вполне практической цели - чтобы сделать большое количество материала менее плотным и более доступным для чтения.


"Московские новости", Москва. Серебро


"Акция", Москва. Знак отличия


"Газета", Москва. Знак отличия


Лучшее использование инфографики

Инфографика

Прошлое и настоящее
Инфографика в некоторых газетах за очень короткое время проделала путь от почти полного отсутствия до неумеренного использования, потому что она воспринималась как несомненное будущее газетного дизайна. Это привело к: немотивированно обильному использованию графики, чтоб оправдать найм команды художников-графиков; чрезмерно усложненной графике - больше ради демонстрации возможностей последних версий Illustrator и Photoshop, чем с целью освещения определенных тем для читателя; избыточному использованию графики в историях, где отсутствовали хорошие фотографии.

Будущее
Рост инфографики будет продолжаться. Газетчикам известно, что в то время, как читатели тщательно прочитывают менее 15% текста, для графически представленной информации эти цифры колеблются около 70%. Графика будет использоваться чаще, но более просто. Она станет лучше интегрирована в редакционный процесс, уже не будет более рассматриваться как независимо демонстрируемый элемент. Художники-графики превратятся в графических журналистов.



"Город Е", ("Длинные истории Екатеринбурга"), Екатеринбург. Бронза


"Комсомольская правда", ("Подземные рабыни секс-маньяка"), Москва. Знак отличия


26.10.2005 11:45 art
кому нужен газетный дизайн? профессиональные радости...

26.10.2005 13:40 Ye
В лучшем оформлении первой полосы
исправьте "Бизнес", Москва. Бронза" на "Хроника настоящего времени", Санкт-Петербург. Бронза".

27.10.2005 20:54 Kust
судя по количеству комментариев,
действительно - лишь "профессиональные радости".
грустно это

28.10.2005 13:09 Elena
Огромное спасибо за "профессиональные радости"! :-))
А если серьезно, то очень благодарна за хорошие обзоры по газетному дизайну. Очень даже своевременно, и греет, что и в России со скрипом, но меняется отношение к газетному искусству.

28.10.2005 16:34 bo3dyx
2 art, а вы уверены в том, что говорите? какая-то недалекая по-моему точка зрения...

30.10.2005 09:09 cand
Убедительная просьба к модераторам, все понятно, что достали всякие ... Но ведь можно общаться вежливо? Не называть посетителей всякими разными словами? С уважением, Андрей.

10.11.2005 16:12 Ganja Rush
круто..
Обсуждение закончено
Sostav.ru представляет проект [kAk) дизайн! В этой рубрике разговор пойдет о дизайне, о людях, которые его делают, и о проектах, которые удивляют. Разговор с читателями ведет журнал о графическом дизайне [kAk).


Влад Васильев для журнала [kAk)
Архив:
07.12Выпуск 25. 7 декабря колонка выходит в последний раз 
47
30.11Выпуск 24. Сегодня с нами Девид Карсон 
12
23.11Выпуск 23. КЕЛЬТЫ В СНЕГАХ 
7
16.11Выпуск 22. Промышленный дизайн. А что завтра? 
20
09.11Выпуск 21. Лук(ас) де Гроот. Шрифтовых дел мастер. 
3
02.11Выпуск 20. Наивный "постмодерн" 
7
26.10Выпуск 19. Газетный дизайн-2004 
7
19.10Выпуск 18. Иллюстрация: с глаз долой, из сердца вон? 
26
12.10Выпуск 17. ММФР. 15 лет жизни с Direct Design 
30
05.10Выпуск 16. SND: больше чем приятные картинки 
7
28.09Выпуск 15. Настенный календарь 
16
21.09Выпуск 14. 5 РЕЦЕПТОВ ГОДОВОГО ОТЧЕТА 
13
14.09Выпуск 13. Фудстилизм и с чем его едят. 
21
08.09Выпуск 12. КОЛЛЕКЦИЯ 5 на 9. ПЯТЬ НА ДЕВЯТЬ В РУКАХ МИЛЛИОНОВ 
12
31.08Выпуск 11. Идеи про орхидеи 
25
25.08Выпуск 10. Про индийский дизайн 
14
17.08Выпуск 9. Культура Китаевой 
13
10.08Выпуск 8. Диктатура дизайна на НТВ 
47
03.08Выпуск 7. Страшно интересное время. Продолжение разговора об американском дизайне упаковки 
39
27.07Выпуск 6. Разговор с Андреем Сечиным 
101
20.07Выпуск 5. Дизайн-образование за рубежом: рассказ от первого лица. 
71
13.07Выпуск 4. Конкурс молодых креаторов, Канны, 2005 год 
70
07.07Выпуск 3. 5 лучших упаковок из 100 
30
29.06Выпуск 2. Мастер саг – Стефан Загмайтер 
27
22.06Выпуск 1. Вступительное слово 
41
© "ООО Состав.ру" 1998-2024

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов