14.08.2000
    Как заявил недавно вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин, по итогам года доходы государственного бюджета прогнозируются на уровне 1 трлн рублей. Это означает, что запланированные в бюджете доходы будут превышены на четверть, или на 200 млрд рублей. Между прочим, это нарушает закон "О государственном бюджете на 2000 год", хотя и в лучшую сторону. Когда наш корреспондент обратил на это внимание председателя бюджетного комитета Госдумы Александра Жукова, то он ответил, что правительство должно в спешном порядке вносить в Федеральное Собрание поправки к закону о государственном бюджете, в котором будет расшифровано распределение дополнительных доходов.
    Однако правительство эту точку зрения не разделяет. Алексей Кудрин заявил, что пока никаких поправок не требуется, а осенью "мы еще подведем итоги и посмотрим". Дело же все в том, что правительство, по всей видимости, не собирается увеличивать свои расходы, а большая часть дополнительных расходов будет направлена на обслуживание всякого рода долгов.
    Дополнительные доходы будут распределены правительством по трем главным направлениям. Во-первых, на замещение внешних кредитов, которые в доходной части запланированы, но получены не будут. Во-вторых, на сокращение кредиторской задолженности федеральных органов (об этом см. на стр.???). В настоящее время правительством признается задолженность на сумму 28,5 млрд рублей, и пока бюджетом предусмотрено погашение только 6 млрд. Наконец, третье направление - погашение долгов правительства перед ЦБ, которые измеряются огромной цифрой в 430 млрд рублей. Данная мера весьма интересна. Правительство приняло такое решение вовсе не потому, что эти долги его тяготят (как, скажем, задолженность перед Парижским клубом). Дело, по-видимому, заключается в том, что правительство вполне осознает эмиссионную природу своих дополнительных доходов и собирается "связать" (или, как сейчас модно говорить, стерилизовать) часть лишних денег, просто законсервировав их в ЦБ.
    Стоило ли печатать деньги, чтобы потом так бесцельно их тратить?! Но, заметим, все равно непонятно, почему такая политика не требует поправок к бюджету.

Константин ФРУМКИН

Источник: газета "Финансовая Россия", http://www.fr.ru