28.11.2000
Екатеринбург.B Фотографическом музее "Дом Метенкова" открылась выставка серии офортов испанского художника Франсиско Гойи (1746 – 1828) "Капричос" из собрания Ирбитского государственного музея изобразительных искусств. "Капричос" был приобретен музеем в 1995 г. у частного коллекционера, отреставрирован и впервые показан публике в Петербурге. Выставка приурочена к 200-летию первой публикации "Капричос" в 1799 г.
Кроме Ирбитского музея в России полным собранием гениальной серии офортов (80 листов) располагают только Эрмитаж и ГМИИ им. А. С. Пушкина. После Екатеринбурга выставка будет экспонироваться в других провинциальных городах России.
"Капричос" представляет собой великое и сложное произведение, в котором в трагедийной форме воплотились и переплелись острейшие проблемы кризисной исторической ситуации в Испании конца XVIII – начала XIX века и личная драма Гойи, боровшегося с жестокой болезнью и переживавшего финал своей последней, самой счастливой и самой несчастной любви к герцогине Альба. Название серии восходит к итальянскому слову "Каприччи" – искусство, открывающее новые способы восприятия мира. Тема "Капричос" – трагическая беззащитность человека в поединке с судьбой и миром. Индивидуальный человек ощущает свою малость перед лицом бесконечного и грозного мироздания. Его восприятие будущего исполнено безнадежности, но пройдя высшую точку отчаяния, Гойя обретает спасение в творчестве, в состоянии "трагического веселья", в желчном и яростном смехе. Это смех тираноборца, это святотатственный смех, опрокидывающий всеми признанные святыни. Это злой смех-сарказм, в котором есть элемент благородства, ибо объектом его нападок является нечто огромное, в тенденции – космическое.

Источник: REGIONS.RU