13.12.2000
Cоздан первый в Pоссии союз авиаперевозчиков. Давно ожидаемая консолидация рынка пассажирских авиаперевозок началась - в России создан первый авиаальянс.
На базе открывающегося после реконструкции аэропорта "Домодедово" объединяются четыре авиаперевозчика: "Домодедовские авиалинии", "Красноярские авиалинии", "Челябинское авиапредприятие" и "Авиакомпания Авиаэкспресскруиз". Компании надеются, что сообща им будет легче выстоять против агрессивной наступательной стратегии "Аэрофлота", который, по их заявлениям, идет на планово убыточные перевозки. Есть и еще одна причина: с 2003 года, по мнению Александра Акимова, представителя "Домодедовских авиалиний", начнется обвальное списывание воздушных судов, а заменить их нечем - компании не могут купить в одиночку новые Ил-96 или Ту-204.
Создание альянса - не первая попытка координирования усилий нескольких компаний. Еще в 1998 году пробовали договориться о совместном использовании судов и выполнении рейсов "Внуковские авиалинии" и "Домодедовские авиалинии". Результаты сотрудничества обнадеживали, однако партнерам так и не удалось договориться. Зато теперь, похоже, все должно быть гладко. Как объясняют участники альянса, каждый из них выбирал союзников, исходя из "минимального конфликта интересов". Все четыре перевозчика в Москве базируются в обновленном по западным стандартам "Домодедове" и удачно дополняют друг друга. Общий самолетный парк альянса составляет 97 единиц и включает в себя как старенькие Ан-26, Ан-24, Як-40, Як-41, так и самые современные ТУ-204, Ил-96-300. По итогам 1999 года авиакомпании, входящие в альянс, перевезли более 1,8 млн пассажиров и почти 58 тыс. тонн грузов. На внутренних линиях количество выполняемых ими рейсов сопоставимо с числом рейсов "Аэрофлота" (177 против 199), а по некоторым направлениям (сибирские, уральские и дальневосточные рейсы) участники альянса, безусловно, обходят ведущую российскую авиакомпанию. Так что можно предположить, что альянс, даже если и не сможет потеснить на внутреннем рынке "Аэрофлот", то, по крайней мере, защитит свою долю рынка. Участники альянса уже создали группу менеджеров, которая начала работу по согласованию расписания рейсов. Группа также разрабатывает систему взаимозачетов внутри альянса за использование "чужих" судов. Подразумевается, что летнюю навигацию будущего года участники альянса уже будут проводить совместно. Помимо всего прочего, четыре авиаперевозчика собираются в складчину покупать новую технику и совместными усилиями лоббировать свои интересы во властных структурах. В одиночку добиться нормальной системы лицензирования и равных условий на рынке им не удалось.

Источник: журнал "Компания"