22.12.2000
Украинский трубный демпинг и морские интересы России оказались тесно связанными.
Почти конфронтация – таков итог уходящего года во взаимоотношениях России и Украины. В декабре одно из первых мест в списке противоречий наряду с обострившейся конкуренцией на российском рынке металлопродукции занял территориальный спор. Очередной раунд возобновленных переговоров о статусе Азовского моря и Керченского пролива продлится до конца месяца. Украина считает пролив исключительно «своим», предъявляя России транзитный счет за пользование этой водной артерией в 1996–1999 годах примерно на 160 млн долларов. Россия же не признает притязаний соседа. И вряд ли когда-либо признает, ведь пролив – единственный коридор для судов, следующих в порты Азовского моря. Для России он столь же важен, как Босфор–Дарданеллы. Как бы далеки ни казались друг от друга проблемы использования Россией пролива и украинского трубного демпинга, на самом деле между ними есть прямая связь. По мнению наблюдателей, Москва не торопится с введением антидемпинговых мер в расчете на уступки Киева по азовско-керченским проблемам.
На прошлой неделе истек срок антидемпингового расследования по импорту украинских труб в Россию. Однако, как заявил президент Фонда развития трубной промышленности Илья Кокарев, было известно заранее, что благоприятного для российских трубопрокатчиков решения правительства, а именно введения импортных пошлин на украинские трубы, не будет. Так оно и случилось.
Но российские производители труб не намерены сдаваться. Фонд развития трубной промышленности, объединяющий крупнейшие трубные предприятия РФ, преисполнен решимости подать в суд на правительство России за нарушение сроков завершения расследования. При этом фонд рассматривает возможность подачи как гражданского, так и арбитражного иска. По словам Кокарева, «в иске скорее всего будет пункт о возмещении ущерба от импорта украинских труб». Конкретная сумма, в которую производители оценивают свои убытки, пока не названа. По оценке председателя совета директоров Северского трубного завода Дмитрия Пальцева, она составляет не менее 15 млн долларов ежемесячно. По информации российского Минэкономразвития, за последние годы доля труб импортного производства в общем объеме реализации на внутреннем рынке РФ увеличилась в 4 раза, при этом производство труб в России сократилось в 2,8 раза.
Напомним, что в 1996 и 1997 годах схожие противоречия имели место по поставкам украинского и транзитного (через Украину) сахара. Между тем сахарную проблему удалось решить с помощью взаимно согласованных квот украинских поставок по сезонам года.

Источник: "Финансовая Россия"