11.01.2001
К весьма интересному выводу пришли астрономы из Университета Кембриджа, изучавшие распределение во Вселенной так называемой скрытой материи. По их словам, очень возможно, что большая часть её сконцентрирована в таинственных объектах, названных ими тёмными галактиками.
Наличие скрытой материи вытекает из сравнения общей массы Вселенной с массой наблюдаемых нами звёзд и других космических объектов: удивительно, но оказывается, что примерно 90% всей массы где-то «спрятано». В разное время на роль её носителя выдвигались разные объекты, но всё же большинство учёных сходится во мнении, что большая её часть должна находиться в неких подобиях огромных газовых облаков – достаточно разрежённых, чтобы не быть обнаруженными, но в то же время довольно больших и состоящих из вещества, физические свойства которого пока неизвестны. И вот теперь группой астрономов под руководством Нейла Трентхема доказана возможность формирования из этого таинственного газа огромных и не менее загадочных тёмных галактик.
Число этих образований как минимум в 100 раз превышает число обычных галактик. Мы не видим их прежде всего потому, что в них… отсутствуют звёзды. Несмотря на это, их можно обнаружить: поскольку масса таких галактик велика, то они, могут играть роль гравитационных линз, искривляющих свет от более далёких источников. Кроме того, тёмные галактики могут «высасывать» материю из близкорасположенных видимых звёздных формаций. Кстати, астрономы утверждают, что именно таким образом они обнаружили одну из потенциальных тёмных галактик: фотография галактики UGC10214 демонстрирует поток материи, вылетающий из неё по направлению в никуда – возможно, к невидимой тёмной спутнице.