30.01.2001
Планета была невелика: похожая скорее на искусственно вырезанный квадрат, нежели на шар, она занимала всего 16 км2. Здесь, под синим-синим небом разместились горы, озёра, леса и поля. Тысячи удивительных животных и не менее удивительных растений, рождающихся, приспосабливающихся к окружающей среде, борющихся за выживание. С земной флорой и фауной эти создания имели общего весьма мало и сложно сказать, что тому виной – атмосфера ли, чужое солнце над головой, или просто причудливый набор кубиков конструктора и богатая фантазия Создателей, населявших сей чудесный мир в окнах своих браузеров. Да, всё вышеописанное имеет место быть в виртуальном пространстве, в искусственном мире названном TechnoSphere.
Проект этот, созданный группой английских компьютерщиков, представляет собой сложный игровой симулятор для имитации взаимодействия тысяч персонажей в рамках виртуального пространства. Принять участие в нём может каждый желающий: симулятор управляется через web-интерфейс и доступен по адресу http://www.technosphere.org.uk. Каждое существо в Техносфере обладает собственным интеллектом (пожалуй, близким по уровню к интеллекту земных животных) и, будучи однажды сконструированным участником из набора кубиков, отпускается на все четыре стороны. Повседневная жизнь виртуальных созданий весьма разнообразна: она состоит из игр, сна, кормёжки, рождения потомства и многого другого, что присутствует в реальном животном мире. О своём житье-бытье каждое создание регулярно докладывается хозяину через электронную почту. Впрочем, можно и просто наблюдать за жизнью через окно браузера – благо, синтетическая реальность смоделирована в объёме достаточно качественно.
Пол у организмов только один, однако это не мешает им размножаться, контактируя друг с другом. При этом действует интересное правило: беременным становится существо, выступившее инициатором брака. Раз есть рождение, то есть и смерть. Время в Техносфере течёт быстрее, нежели на Земле: 3 земных месяца эквивалентны одному «ихнему» году – и это же максимальный срок жизни любого существа. Впрочем, как и в реальности, от старости здесь умирают редко – чаще они погибают, удовлетворяя чьи-то потребности в пропитании.
Самое забавное, что при ближайшем рассмотрении Техносфера оказывается отнюдь не игрой. Наличие в ней времени, физиологии существ, размножения и наследственности, борьбы за существование превращает её в серьёзную модель для эволюционных экспериментов. К примеру, одна из последних замеченных тенденций – уменьшение травоядных в размерах в результате невозможности отыскать достаточное количество пищи. Разнообразие мира пока невелико, но в будущих версиях разработчики обещают привнести новые формы жизни – птиц, рыб, гибриды, а возможно и микроорганизмы – что даст возможность выстраивать в виртуальном пространстве длинные пищевые цепочки. Впрочем, уже сегодня Техносфера вполне может сыграть роль увлекательного инструмента для наглядного объяснения эволюционной теории жизни на Земле в рамках школьного курса биологии.

Источник: Журнал "Компьютерра"