30.01.2001
Новая технология обработки видео, разработанная профессором Такео Канадой из Университета Карнеги-Миллона и специалистами телекомпании CBS, поможет футбольным фанатам наблюдающим за игрой в рамках SuperBowl XXXV по телевизору почувствовать себя летающими над полем.
Технология, получившая название «EyeVision» позволяет на основе съёмок, делаемых с нескольких разнесённых телекамер, создать синтетический видеоряд, который получился бы, если бы съёмка производилась только одной камерой, перемещающейся в пространстве по охваченному настоящими телекамерами участку. Нечто похожее вы наверняка уже неоднократно видели в рекламе и музыкальных клипах: изображение вдруг застывает, и камера начинает плавно объезжать место событий по кругу. Отличие в том, что EyeVision даёт движущуюся картину происходящего.
На практике дело будет обстоять следующим образом: над стадионом, на высоте около 25 метров, установят 30 телекамер. Каждая из них обладает встроенным механизмом, который по команде с удалённого компьютера будет поворачивать камеру в нужном направлении и автоматически изменять фокусировку, дабы изображение оставалось чётким. Все 30 камер изменяют своё движение синхронно, дабы в их поле зрения попадала всегда одна точка игрового поля. Управляется вся система телеоператором, который выбирает одну из камер и использует её как основную. Как только возникает необходимость повторить какое-либо важное событие, в дело вступает компьютер: на основе видеорядов, сделанных отдельными камерами, он синтезирует изображение, которое давала бы телекамера, плавно перемещающаяся над стадионом.
EyeVision является лишь частью более общей технологии, названной разработчиками Virtualized Reality (виртуализованная реальность). С её помощью возможны такие чудеса, как съёмка некоего события, а затем просмотр его из любой точки окружающего пространства. Это требует несколько больших затрат: съёмка производится полусотней видеокамер, равномерно расставленных вокруг снимаемого объекта на стенах и потолке.
Однако как же всё это делается? В три этапа. На первом компьютер обрабатывает изображения, полученные от соседствующих видеокамер, и находит на них общие детали. Далее путём математических преобразований (триангуляция) определяется расстояние до этих точек, и на основе этих данных представляется приблизительная форма снимаемых объектов и всей сцены. После начинается компьютерное моделирование: пользователь указывает, с какой точки пространства ему нужно получить обзор, а программа размещает соответствующим образом все объекты, проверяя какие детали видны, а какие нет, и генерирует результирующее изображение. Самое интересное, что поскольку изображение синтезируется, то получить его можно именно из любой точки охваченного съёмкой пространства. К примеру, если в снимаемой комнате играют в пинг-понг, то зритель может запросить вид из глаз игроков. Или даже из шарика!
Для вывода технологии на массовый рынок Такео Канада с коллегами основали компанию Zaxel Systems. В числе потенциальных применений разработки – производство нового типа кинофильмов, реалистичные компьютерные симуляторы и многое другое.

Источник: Журнал "Компьютерра"