05.02.2001
Тульская область. Легкая и текстильная промышленность выходит из кризиса с помощью столичных инвесторов.
Если прежде столичных инвесторов в Тульской области привлекали торговля, металлургия, химия, а также пищевая и целлюлозно-бумажная отрасли промышленности, то сейчас москвичи активно внедряются в текстильные, обувные и швейные фирмы, отмечает "МК-Тула".
Если десять лет назад обувные фабрики области выпустили 11,5 млн., то в 1998 году - только 970 тыс. пар обуви. Сейчас объем производства подрос до 2 млн. Но нынешняя обувь - совсем не та, что прежде. Ту, "совковую", покупатель обходил стороной. А сегодня тульские изделия берут в Москве, Питере и других российских городах. Но мало кто из покупателей подозревает, что приобретает тульскую обувь. Спасение зачастую связано с потерей самостоятельности.
Контрольный пакет акций тульской обувной фабрики "Заря" принадлежит столичной "Парижской коммуне". Москвичи помогли "Заре" рассчитаться с долгами, поставили новое оборудование. Туляки теперь выпускают модельную обувь (в основном детскую) из натуральных материалов. В области ее покупают мало: слишком для нас дорого. Зато берут в столице - качество не хуже импортного, а по цене она дешевле. Но лейбл на ней стоит не "Зари", а "ПК". Донская обувная фабрика раньше была известна всей стране детскими пинетками. Гнала эти страшненькие изделия для малышей в огромных количествах и горя не знала. Сейчас, сохранив пакет акций в коллективе и заменив оборудование за счет собственных средств, фабрика работает. Но не без проблем. Со старыми долгами не рассчитались и на 60% зависят от давальческого сырья. Дончане рассчитываются с его поставщиками продукцией. А какой они ставят на их изделиях знак - неизвестно. Зато фабрика освоила современную модельную кожаную обувь. И вместо пинеток делает ботинки и туфли.
Среди коллег Узловская обувная фабрика зовется "тапочной". Эту домашнюю обувь здесь выпускают до сих пор, и вполне приличного качества. Но недавно 18,5% акций фабрики приобрела та же "Парижская коммуна". Москвичи помогут оборудованием, а узловчане станут производить на нем модельную кожаную обувь.
Тульские обувщики наращивают объемы производства, осваивают новые изделия. Однако не все решено со старыми долгами и не блестящи дела с зарплатой. Ее дают вовремя, но - по 1300-1400 рублей на одного работающего. Швейники объемами выпускаемой продукции тоже похвастаться не могут. Выпуск пальто, например, уменьшился за десятилетие в одиннадцать, костюмов - в три, а платьев - в тридцать раз. Тем не менее нижняя точка падения пройдена, и сейчас производство постепенно увеличивается.
"Чайка" - самое крупное швейное предприятие области - держится на плаву за счет нескольких факторов. Предприятие успело в начале девяностых годов обзавестись современным оборудованием. Здесь наладили сотрудничество с московскими фирмами и часть продукции шьют по лекалам модельера Вячеслава Зайцева. Но этого оказалось мало. И чтобы не остановиться, работают с иностранцами на давальческом сырье. Далеко не лучший вариант, но это позволяет поставлять блейзеры, бриджи, юбки и пиджаки в Германию. Однако зарплата на "Чайке" невысока, и проблемы с бюджетом тоже до конца не решены.
На Белевской швейной фабрике одежды (БЕФО) приобрели по лизингу новое оборудование, шьют детскую и рабочую одежду. Менеджеры напрямую работают с московскими школами, те заказывают белевцам партии форменной одежды для своих воспитанников, а белевские специалисты обмеряют каждого ребенка и обшивают их. Кроме того, через столичную фирму "Восток-Сервис" поставляют в белокаменную самую разнообразную рабочую одежду. Правда, уже без указания, что она произведена в Белеве.
А вот Узловской швейной фабрики больше нет. Самоликвидировалась. На ее базе создано ООО "Мужские сорочки", и московская компания "Руссо" вложила в развитие нового производства 720 тыс. долларов. Пуск первой очереди производства позволяет выйти на общероссийский уровень. Если все пойдет нормально, столичные владельцы предполагают запустить вторую очередь, где будут делать сорочки на экспорт. Тоже без указания, что они произведены в Тульской области.
Текстильная отрасль тоже пострадала от экономического кризиса. Но объемы производства упали здесь не в десятки, а в 2-4 раза. Правда, есть одно предприятие, которое не снизило, а увеличило выпуск изделий. "Суворовская нить" в рекордном 1991 году выпустила 2,6 тыс. тонн объемной пряжи. В прошлом - уже 3,65 тыс., а в 2001-м собирают перешагнуть уровень в 5 тыс. тонн. Десять лет назад на предприятии производили только один вид объемной пряжи - стопроцентно акриловую. Сейчас выпускают смесовые ее виды, с шерстью и льном. Суворовцы сегодня - лидеры в масштабах всей России. Треть продукции реализуется в области, остальное раскупается в других регионах. Особенно хорошо берут на юге страны - в Краснодаре, Ставрополье, на Кавказе, где развито ковроткачество и вязание. Здесь сменили оборудование, причем часть из него скуплено у развалившихся родственных российских предприятий. Сейчас суворовцы ведут переговоры с ирландцами о поставках станков, после чего качество пряжи станет соответствовать международным стандартам, что позволит выйти на европейский рынок. "Тульский трикотаж", включающий в свой состав непосредственно Тульскую, а также Киреевскую и Донскую фабрики, наконец-то получил предназначавшееся ему по российско-германскому межправительственному соглашению немецкое оборудование на 28 млн немецких марок. Предприятие выпускает верхний трикотаж и чулочно-носочные изделия. Качество у изделий неплохое, но цена - не низкая. Помогает то, что значительная часть продукции "ТТ" поставляет силовым структурам. Тулякам в течение пяти лет нужно вернуть деньги за оборудование, а они пока не рассчиталось с бюджетом. Тульская трикотажная фирма "Заря" исповедует другой принцип. За счет установления на продукцию минимальных цен здесь вырос товарооборот, и все станки работают в три смены. Новые вязальные машины окупаются за год, склад заполнен лишь наполовину - вся продукция уходит "с колес". Остальные предприятия отрасли чувствуют себя по-разному. Но большинство "приподнялись с колен". А такие, как ДОКОФА (Донская кожгалантерейная фабрика), выбились в лидеры российского бизнеса. Здешние дамские сумочки и элитные портфели "пилоты-президенты" в большом почете у солидных москвичей.

Источник: REGIONS.RU