09.02.2001
Kогда в Москве проходила рабочая встреча алмазных гигантов – российской компании «АЛРОСА» и транснациональной De Beers, стало известно, что компания De Beers получила предложение, от которого она скорее всего не сможет отказаться. Семья Оппенгеймеров, безраздельно владевшая акциями этой всемирно известной с начала ХХ века компании, решила вернуть свое положение, предложив купить акции De Beers по цене, на 25 процентов превышающей рыночную.
Консорциум, в который входят De Beers и ряд дружественных компаний, акционирован по сложной схеме, в которой все скреплены перекрестным владением акциями. Частично эти акции принадлежат семье Оппенгеймеров. Так же запутано и управление консорциумом. Если в двух последних компаниях семья имеет решающий голос, то De Beers пока управляется коллегиально. Новое предложение изменит эту ситуацию, и трудно управляемый гигант обретет единоначалие. Считается, что реструктуризация предпринимается Оппенгеймерами для закрепления в секторе торговли ювелирными изделиями. Стремится в этот сектор и российская компания «АЛРОСА», о чем она не раз заявляла в последнее время и что уже стало камнем преткновения во время московской рабочей встречи глав «АЛРОСА» и De Beers. Формальным поводом для нее стало истекающее осенью-2001 соглашение, которое предусматривает минимальную квоту российских алмазных поставок южноафриканской компании на уровне 550 млн долларов.
На каких условиях будет заключено следующее соглашение – пожалуй, сейчас главная интрига российской алмазной промышленности. De Beers хотела бы в будущем поднять квоту до 750 млн и также настаивает на том, что мы должны поставлять им весь ассортимент камней, встречающихся в породе, – от мелких до крупных, без разбора. С учетом новой стратегии консорциума это объяснимо – самим обрабатывать крупные алмазы гораздо выгоднее. Их цена на рынке ювелирных изделий повышается в зависимости от размера камней в геометрической прогрессии. Прежде же мы поставляли крупные алмазы в ограниченном количестве.
Этот порядок российский монополист, естественно, хотел бы сохранить, поскольку сам намерен продавать на международном рынке украшения с бриллиантами. Российская сторона на переговорах настаивала на снижении объема обязательной минимальной поставки до 250 млн долларов при ограниченном количестве крупных камней. В этом году наш внутренний рынок готов потребить и обработать алмазов на 800 млн долларов, и желательно, чтобы это были средние и крупные камни, считают в «АЛРОСА». Кроме того, «АЛРОСА» сообщила De Beers о повышении цен на наши алмазы. Она намерена сократить маржу до 2–3 процентов (против сегодняшних 10) между крупнооптовыми продажными ценами De Beers и теми ценами, по которым алмазы закупаются у «АЛРОСА». В свете новых тенденций развития рынка это предложение не кажется российской стороне самонадеянным, поскольку некоторые из наших якутских алмазов после обработки ценятся больше, чем камни, добытые в других частях света.
Однако первые переговоры закончились ничем. Обе стороны признали, что нынешняя встреча в Москве – это лишь начало долгого переговорного процесса. Как сказал вице-президент «АЛРОСА» Сергей Улин, «драматических расхождений у нас нет, но есть довольно серьезные, которые нуждаются в дальнейшем изучении и обсуждении. Необходимо осмыслить новую ситуацию, сложившуюся на рынке». В итоге стороны договорились лишь о следующей встрече в конце февраля – начале марта.
Стоит ли России торопиться с достижением компромисса? С одной стороны, ходят слухи, что новое руководство, которое придет в De Beers после ее реорганизации, будет куда более жестким, а потому надо быстрее заключать сделку. С другой – условия, «уторгованные» с нынешним руководством южноафриканской компании, наверняка будут подвергаться ревизии новыми топ-менеджерами Оппенгеймеров. Более чем весомый довод против излишней спешки. А потому до смены руководства De Beers ожидать реальных результатов на переговорах вряд ли стоит.

Источник: "Финансовая Россия"