09.02.2001
«Транснефть» хочет предоплаты за свои услуги.
С 1 февраля российская нефтетранспортная монополия «Транснефть» ввела 100-процентную предоплату за доставку по трубе каждой партии нефти и отменила существовавшие ранее отсрочки платежей. В предложенном «Транснефтью» компаниям проекте нового типового договора на прокачку (старые договоры истекли в конце декабря и не были пролонгированы) вводится штраф за просроченную оплату. «Транснефть» собирается также штрафовать за несоблюдение объемов прокачиваемого сырья.
При этом монополист предлагает закрепить за собой право отказывать компаниям в предоставлении услуг и в одностороннем порядке изменять условия транспортировки. По мнению нефтяников, такие условия представляют собой незамаскированное требование краткосрочных беспроцентных кредитов. «Транснефть» этого и не скрывает – деньги нужны и на ремонт трубопроводов, и на строительство новых магистралей: только Балтийская трубопроводная система будет стоить около 600 млн долларов. Штрафные санкции – своеобразный кнут для тех, кто будет выступать против. Дело в том, что нефть закачивать в трубу в точном соответствии с заявленными объемами все равно не удастся. Коньюнктура рынка постоянно меняется, да и технология добычи не позволяет в точности следовать планам.
Момент для нововведения был выбран как нельзя лучше – внутренний рынок затоварен сырьем, а потому нарушения графиков поставок случаются чаще, чем обычно, а за них – штрафы. Тем не менее некоторые крупные нефтекомпании – «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз», «СИДАНКО» – направили письмо вице-премьеру Виктору Христенко, который возглавляет комиссию по доступу к магистральным трубопроводам. В нем они заявили, что в случае утверждения предложения «Транснефти» «неизбежны дестабилизация работы нефтедобывающей отрасли, срыв поставок на НПЗ».
И все же представители некоторых нефтяных корпораций видят в предложениях «Транснефти» и некий организующий, упорядочивающий фактор. Дескать, слишком многие хотят «сесть на трубу», а новые условия оплаты такого не позволят: крупным корпорациям легче будет освоиться с предоплатой и штрафами, а малым компаниям от этого может стать невмоготу, а значит, есть возможность прибрать их к рукам.
Впрочем, решение «Транснефти» отнюдь еще нельзя считать окончательным. Оно не может быть утверждено без соответствующего одобрения правительством. А пока Виктор Христенко заявил, что «государство примет участие в разрешении конфликта» между рядом российских компаний и трубопроводным монополистом.

Источник: "Финансовая Россия"