16.02.2001
Судьба весеннего сева – в руках нефтяников.
У российского сельского хозяйства техники с каждым годом становится все меньше, но обеспечить ее горюче-смазочными материалами все равно невозможно. Однако куда хуже то, что горючее для еще работающей техники слишком дорого, а графики его поставок постоянно срываются. В 2000 году село смогло купить бензина на 12 процентов меньше, чем в 1999 году. В результате, по подсчетам Минсельхоза, сбои в поставках топлива и его дефицит в отдельных регионах привел к потерям 10 млн тонн зерна, то есть седьмой части всего урожая. Если в нынешнем году все будет «как в прошлый раз», то потери грозят возрасти до 15 млн тонн.
Чтобы предотвратить такой исход, государство готово использовать целый арсенал далеко не рыночных методов. Минсельхоз совместно с Минэкономразвития и Минэнерго согласовали и утвердили нормативную величину потребностей сельскохозяйственных производителей в ГСМ в 2001 году. ТЭК будет обязан поставить аграрному сектору 8,5 млн тонн дизтоплива и 3,7 млн тонн бензина – это примерно в два раза больше, чем агропредприятия реально закупили в прошлом году. Власти закрепят каждый российский регион за определенной нефтяной компанией, после чего до нефтяников будут доведены графики поставок ГСМ на село в период сева.
Особое беспокойство аграрного ведомства вызвал рост цен на горючее: за последний год стоимость дизтоплива удвоилась, в то время как стоимость продовольствия выросла только на 36 процентов. Поскольку регулировать цены напрямую не в духе времени, то правительство попросило своего председателя Михаила Касьянова провести совещание с руководителями ведущих нефтяных корпораций и разъяснить им необходимость делать поставки на село ритмично и по приемлемым ценам.

Источник: "Финансовая Россия"