01.03.2001
Международная команда ученых исследовала цепочки микроскопических кристаллов магнетита в недрах марсианского метеорита и заявила, что своим происхождением они обязаны древним живым организмам. К такому выводу исследователи пришли, проведя исследование метеорита, известного как марсианский образец ALH 84001, при помощи электронного микроскопа с достаточно высокой степенью разрешения. Руководитель команды Имре Фридманн (Imre Friedmann) из NASA первым обнародовал сенсационное заявление и предположил, что данный факт свидетельствует о том, что Марс был некогда населен бактериологическими формами жизни.
Выводы Фридманна подтверждаются и новыми исследованиями, в частности, проведенным Кэти Томас-Кепрта (Kathie Thomas-Keprta) в стенах космического центра Johnson. Учитывая почтенный возраст метеорита (без малого 4 миллиарда лет), данная форма жизни, по словам Кэти, может оказаться «древнейшей из когда-либо найденных».
Ученые из NASA уже обнаружили первые бактериальные окаменелости в метеорите еще в 1996 году, и уже тогда эта находка стала предметом оживленных споров в научном мире. Особое внимание исследователи обратили на кристаллики магнетита, найденные в образце, по той причине, что некоторые из земных грязевых бактерий используют их как своеобразные микрокомпасы, указывающие направление. Формирование кристаллов магнетита в метеоритах – обычный результат проходивших в них неорганических химических процессов. По словам Фридманна, «биологический» магнетит от «неорганического» отличают целых пять объективных характеристик. С тех пор при помощи специально разработанной техники команда исследователей под его руководством обнаружила почти тысячу цепочек кристалликов, предполагая, что целый метеорит могли населять миллионы бактерий.
Фридманн убежден, что бактерии, обнаруженные в метеорите его командой, населяли марсианскую грязь, попавшую в обломки скалы вследствие столкновения астероида с планетой Марс, произошедшего 3,9 миллиарда лет назад. Этот или более поздний удар расколол скалу и направил ее осколок к Земле.
Многие оппоненты, впрочем, замечают, что перед своим обнаружением в 1984-м году метеорит пролежал 13 тысяч лет в антарктическом льду, и нельзя отметать полностью возможность попадания в образец земных бактерий. Трудно поверить, что анализ метеорита способен убедить весь научный мир в когда-либо имевшем место существовании жизни на другой планете Солнечной системы. По словам Джона Бриджеса (John Bridges), сотрудника лондонского музея натуральной истории, проведенный командой Фридманна анализ – не более чем интересный вклад в исследование «этого очень важного булыжника», но он не видит оснований рассматривать его как свидетельство жизни на Марсе. «Переход к столь невероятно малым масштабам делает по-настоящему трудным различение земных отпечатков и оригинальной марсианской минералогии», – заметил он.
Сакраментальный вопрос, давший заголовок этой заметке, остается открытым. Возможно, ответ на него даст Beagle 2, исследовательский модуль, который планируется отправить на Марс в 2003 году специально для сбора новых образцов, способных пролить свет на существование на Марсе воды и жизни.