16.03.2001
Всемирный день борьбы с товарами.
Пятнадцатого марта все прогрессивное человечество отмечает Всемирный день прав потребителей. Именно в этот день в 1961 году американский президент Кеннеди произнес в Конгрессе сакраментальную фразу: «Мы все – потребители», после чего впервые в мировой истории провозгласил, что потребители имеют четыре главных права – на безопасность товара, информацию о товаре, выражение своего мнения о товаре и выбор товара. Из этих четырех замечательных прав российские граждане чаще всего пользуются правом на выражение своего мнения.
Да, нам есть что сказать! В том числе о том, что лишь десятая часть той бело-желтой массы, которая называется в наших магазинах сливочным маслом, действительно достойна этого гордого имени. Все остальное в лучшем случае надо называть спрэдом – так во всем мире именуют комбинации животных и растительных жиров. В худшем же случае под маркой масла выступает обыкновенный маргарин.
Восемь из десяти выставленных на наши прилавки кипятильников не соответствуют даже самым мягким стандартам пожарной безопасности. Что же касается повсеместно продаваемых крабовых палочек, то, как выразилась заместитель министра по антимонопольной политике Наталия Фонарева, «крабы там и не ночевали». Правда, для запаха в это изделие добавляют выварку из крабовых панцирей, и поэтому президент Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Александр Аузан считает, что этот товар надо называть «палочки с крабовым запахом». То же самое можно сказать о многих соках – сейчас КонфОП пытается добиться от компании «Вимм-Билль-Данн» публичного признания того факта, что «Любимый сад» – это не сок, а напиток, в котором сок смешан с водой, сахаром и пищевыми добавками. Впрочем, соки и масло – лишь частности. Как сказала г-жа Фонарева, «смешать и попортить можно все что угодно».
Халтура не щадит ни богатых, ни бедных! Многие не самые бедные сограждане, например, горько пожалели, что воспользовались услугами «магазина по телевизору»: доставленный им на дом товар оказался совсем не таким, каким выглядел на телеэкране, а разыскать продавца уже не было никакой возможности.
Эти успехи в производстве «качественных» товаров стали возможными только благодаря усилиям государства по контролю за качеством продукции. Сегодня каждая российская семья выплачивает каждый месяц по 500 рублей, чтобы производители и торговцы в свою очередь могли оплачивать свои сертификаты, лицензии и прочие разрешительные документы. Что такое российская проверка? Слово г-ну Аузану: «Сертификация розничной торговли – это когда у торговца проверяют восемь бумаг, выдают на их основании девятую и берут за это 4200 рублей». Впрочем, бывает, что госорганы подходят к делу и более тщательно. Когда КонфОП обнаружил, что российские кипятильники пожароопасны, он направил сведения об этом в Госстандарт, и тот сделал все что мог – полтора года проводил проверки и экспертизы, а затем оштрафовал торговцев, пальцем не тронув производителей, – при том, что торговцы могли судить о качестве товара только по выданному на него сертификату качества. Между тем Госстандарт даже не отозвал эти на редкость правдивые сертификаты. Снова процитирую главного защитника потребителей России Александра Аузана: «Защита прав потребителей в России – это наказание невиновных и награждение непричастных».
Самое интересное, что деньги за сертификаты и разрешения в половине случаев идут в карман частным компаниям, которым государство дало на откуп свои контрольные функции. Или, по необыкновенно точному выражению Натальи Фонаревой, «узкому кругу широких лиц».
Впрочем, не стоит все мазать черной краской. Есть у нас буквально мировые достижения. Например, недавно КонфОП стал членом Всемирной организации союзов потребителей и г-н Аузан даже получил звание ее казначея. Ударим респектабельностью потребителей по халтуре производителей!

Источник: "Финансовая Россия"