23.03.2001
Для усиления борьбы с отмыванием денег предлагается чаще «стучать».
В последнее время участились случаи, когда отдельные преступники пытаются вложить в экономику свои нажитые нечестным путем капиталы. Сами понимаете, допустить этого ни в коем случае нельзя. Поэтому на прошлой неделе российское правительство обсудило проект закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Закон краток и прост, как боевой приказ. Все банки, все ломбарды, все нотариусы, все фондовые, страховые и лизинговые фирмы обязаны немедленно (не позднее следующего рабочего дня) направлять «уполномоченному органу» сведения обо всех операциях на сумму свыше 4000 МРОТ, то есть свыше 15 тыс. долларов.
Что такое «уполномоченный орган», пока еще никто не знает. Возможно, это будет налоговая служба, возможно – специальный «центр по борьбе с отмыванием» при МВД, может быть – какая-нибудь финансовая разведка, но кто бы это ни был – ясно, что преступники из числа банкиров, нотариусов, брокеров и прочих не смогут спать спокойно. Правда, нестойкие представители экономических ведомств пытались возразить, что закон развитию бизнеса не будет особо способствовать, поэтому пока проект отправили на месячную доработку. То есть в принципе никто не сомневается, что в течение года закон примут.
А и вправду – почему бы его не принять? Получится настоящее произведение правоохранительного искусства. Вот, скажем, статья 8 этого закона – просто гимн для ветеранов НКВД, взятых почетными консультантами в налоговую полицию: «Представление уполномоченному органу сведений и документов организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, включая операции, подлежащие обязательному контролю, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, не является нарушением служебной, банковской, налоговой и коммерческой тайны».
Иными словами, у банков, ломбардов и биржевых брокеров и другой финансовой шушеры нет уже никаких правовых, а тем более моральных оснований, чтобы скрывать какую- либо информацию о своих клиентах от уполномоченных органов.
О чем именно надо «стучать» уполномоченным товарищам? Статья 6 закона подробно описывает те операции, которые подлежат контролю. Да разве все операции опишешь! Идущая следом статья 7 снимает случайно образовавшиеся пробелы статьи предыдущей и призывает добровольных осведомителей не ограничивать себя условностями: «Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, направляют в уполномоченный орган сведения об иных операциях, не указанных в статье 6 настоящего Федерального закона, которые, по их мнению, могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем». В нынешний закон не включена первоначально фигурировавшая там норма, предоставляющая уполномоченному органу право приостанавливать финансовую деятельность «подозрительного» предпринимателя и замораживать его счета. Всем, кто борется с отмыванием, придется (увы, как это ни горько) собирать доказательства для суда. Но это только пока. До поры до времени. Как бы оправдываясь, первый заместитель министра финансов Сергей Игнатьев (он отвечает за доработку закона) сказал: мы должны набраться опыта, практики, а потом, может быть, внесем соответствующую норму в законодательство.
Самое странное в этой ситуации – позиция российских банкиров. Они вроде «за». Мало того, что закон резко подорвет доверие клиентов к банковской системе. В конце концов большинству из них некуда деваться, как с подводной лодки. Но ведь банкам придется резко увеличивать свои штаты. Придется набирать тысячи новых служащих для написания доносов, то есть для «предоставления в уполномоченный орган сведений о подлежащих обязательному контролю операциях». Однако, как ни странно, Ассоциация российских банков направила президенту письмо, в котором просит усилить борьбу с отмыванием денег и принять соответствующие законы. Понятно, Запад давит. Там дискриминируют российские банки, мотивируя это неприсоединением российского государства к борьбе с отмыванием преступных доходов. Знали бы иностранные банки, какому демону внутри России они отворяют двери! Тень железного Феликса на пороге – в бухгалтерских нарукавниках и с толстыми линзами...

Источник: "Финансовая Россия"