23.03.2001
Экономические интересы России в странах СНГ концентрируются на импорте продовольствия.
За 2000 год товарооборот России со странами СНГ возрос с 19 до 25,3 млрд долларов, то есть примерно на треть. Впрочем, этот рост шел вместе с увеличением общих объемов нашей внешней торговли и поэтому доля стран СНГ в ней за год практически не изменилась. Однако структура торговых связей претерпела значительные изменения. Прежде всего Россия все больше сосредоточивается на торговле с тремя главными партнерами – Белоруссией, Украиной и Казахстаном. Разумеется, наиболее интенсивно идет торговля с Белоруссией. Но связи с Казахстаном развиваются просто с космической скоростью: за год товарооборот между Москвой и Астаной увеличился почти на 90 процентов. Благодаря поставкам угля и хлеба в Россию Казахстан теперь обладает званием самой экономически зависимой от СНГ страны СНГ. Кроме того, Россия все больше предпочитает продавать товары в дальнее зарубежье, а закупать – в ближнем. Тенденция вполне логичная – в бывших советских республиках товары дешевле, но и платежеспособный спрос ниже. В результате за 2000 год доля СНГ в нашем экспорте упала с 14,7 до 13,3 процента, зато в импорте – увеличилась с 27,5 до 34,4 процента. Не глядя в статистику, можно предсказать, что лучше всего соседи покупают в России сырье и энергоносители. За 2000 год закупки железной руды и черных металлов увеличились в три раза, а автомобильного бензина – на 78 процентов (и это при том, что накануне, в 1999 году, они тоже утроились). Но вот что касается импорта, то здесь сложилась совершенно парадоксальная ситуация.
Конечно, никого не удивляет, что очень возрос импорт украинских труб и узбекских автомобилей. Но, кроме того, почему-то в минувшем году больше всего росли объемы закупок тех товаров, которые Россия производит и сама. Как известно, особенно быстрыми темпами в 2000 году в России росло производство в пищевой и легкой промышленности, но именно импорт одежды, обуви и пищевых продуктов из СНГ развивался лучше всего. Сливочного масла в СНГ мы в прошлом году купили в два раза больше, чем в позапрошлом, несмотря на то, что на наших прилавках масло «Костромское» конкурирует с новозеландским «Анкором». Нам мало российско-германского обувного предприятия «Рязань-инвест», нам еще обязательно нужна аналогичная обувь от «Белинвеста».
Самая же странная ситуация сложилась в сфере торговли алкогольными напитками. Как известно, Россия прекрасно делает водку и пиво, но почти не производит вина, поскольку ячмень и пшеница, в отличие от винограда, в России растут повсеместно. Молдавии и Грузии само географическое положение диктует снабжать Россию вином. Однако, по данным таможенной статистики, закупки вина в прошлом году увеличились всего на 5 процентов, в то время как закупки крепких напитков – на 47 процентов, а закупки пива – аж на 64 процента, хотя у нас самих «Толстяк» на «Трех медведях» сидит и «Балтикой» погоняет. Объяснить все это можно только тем, что наше российское население предъявляет такой замечательный спрос на «поесть» и «попить», что даже растущая российская индустрия удовлетворить его не может, и, значит, ей еще есть куда развиваться. Но если она будет развиваться, то экономические связи с СНГ будут тормозиться.

Источник: "Финансовая Россия"