30.05.2001
Архангельск. В городе действует центр библиотерапии.
Библиотерапия - в переводе означает лечение книгой. Из книг известно, что библиотерапию применяют с давних времен: так, в сказках "1001 ночь" рассказывается о врачевателе, который с помощью книг вылечил страдающего тяжелым недугом властелина. "Повесть о настоящем человеке" давно уже стала настольной книгой в наших больницах и реабилитационных центрах. Недавно библиотерапией занялись библиотеки. Новая форма работы развивает креативную одаренность читателей, помогает им приобрести такие качества, как терпение, трудолюбие, целеустремленность.
В Архангельске существует пока один библиотерапевтический центр. Он создан шесть лет назад на базе областной детской библиотеки им. А.П. Гайдара, с самого его рождения им заведует Любовь Куликова. Она охотно делится опытом с другими библиотекарями, читает лекции не только студентам педагогического и медицинского вузов, но и заинтересованным родителям.
С детьми-инвалидами и с их родителями Любовь Куликова проводит многочасовые индивидуальные и групповые занятия. Для них подбирается соответствующая литература, музыка, под которую можно нарисовать на листе бумаги свои мысли, навеянные чтением. Текст читается вслух, по очереди, хором, активно обсуждается. Точно так же проходят семейные занятия.
В центр приходят с разными проблемами. Иногда бывает достаточно одной-двух консультаций, чтобы с ними справиться. Но есть дети, которым необходима библиотерапевтическая помощь в течение нескольких лет. Сегодня Куликова создает коррекционные творческие группы для таких ребят. Плюс индивидуальная консультация раз в месяц.
Многие ее ученики - участники и победители многочисленных творческих конкурсов, проводимых среди детей-инвалидов: на занятиях параллельно с чтением ребята пишут стихи, сказки, рассказы, создают красочные картины. Но вся работа центра направлена на детей с интеллектуальной сохранностью. Для ребят с умственной недостаточностью нужна другая модель детского чтения, адаптированная. Пока ее нет. Но в Московском институте коррекционной педагогики уже над ней работают.
Развивая воображение своих питомцев, Л.Куликова мечтает о расширении библиотерапевтического центра и привлечении к его работе необходимых специалистов: психотерапевтов, педагогов. Именно такое сотрудничество поможет любому ребенку-инвалиду ощутить себя личностью, полноценной и самодостаточной.

Источник: REGIONS.RU