03.07.2001
PR-Weekend закончился, начались трудовые будни.
29-30 июня в Санкт-Петербурге в отеле «Шератон Невский Палас» состоялась международная встреча Балтийский PR-Weekend, организованная Европейской конфедерацией по связям с общественностью (CERP) и Северо-Западным отделением Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСO).
Принять участие в мероприятии выразили желание более 500 человек. Исходя из технических возможностей, организаторы вынуждены были ограничить круг участников до 230 человек. На конференцию прибыли специалисты по связям с общественностью из Венгрии, Германии, Швеции, Бельгии, Австралии и ряда российских городов: Калининграда, Москвы, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Салехарда, Челябинска и др.
Профессиональная структура участников выглядела следующим образом: 70% составляли специалисты по связям с общественностью из различных общественных секторов, представители государственных, коммерческих структур, PR-агентств, пресс-служб, маркетинговых и иных организаций; 16% участников представляли средства массовой информации Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона, в частности, газеты «Смена», «Невское время», «Час пик», «Санкт-Петербургские ведомости», «АиФ», «Известия», «Деловая панорама», «Деловой Петербург», телерадиокомпании «РТР-Петербург», «6-ой канал», «Радио России» (Петербург) и ряда других; 14% участников составили ученые и преподаватели специальности «связи с общественностью», а также студенты.
В рамках Балтийского PR-Weekend’а состоялась конференция «Основные тенденции и перспективы развития PR в Балтийском регионе», в ходе которой обсуждались концептуальные, стратегические проблемы состояния и развития PR в межнациональном контексте, влияние современных коммуникационных технологий на практику и технологии PR, выявление тенденций развития связей с общественностью в постсоциалистических странах, а также современной России.
Также прошли три «круглых стола», объединившие участников по интересам в рамках трех, по мнению организаторов, особенно актуальных сегодня, тем.
Модераторами «круглого стола»: «Общественное мнение: технологии манипулирования» выступили Р. Могилевский, представитель исследовательской компании «Гэллап Санкт-Петербург», и М. Шишкина, декан факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета, председатель Северо-Западного отделения РАСО. В нем приняли участие более 50 человек: представители PR-агентств, пресс-служб, администрации города, депутаты, ученые и журналисты.
Выступавшие обсудили возможности связей с общественностью в формировании образов и смыслов общественного сознания, попытались найти ответы на вопросы: что такое манипуляция общественным мнением; хочет ли общество, чтобы его обманывали; допустима ли манипуляция методами журналистики и PR и в какой мере; PR и мораль: все ли, что не запрещено – можно; являются ли рейтинги инструментами манипуляций; связи с общественностью и бизнес – нуждается ли эффективный бизнес в манипуляциях; PR-акции и СМИ - можно ли инспирировать события, когда и в каком виде?
Участники дискуссии пришли к выводу, что PR-акции воздействуют на общественное мнение и модифицируют его. В положительном ракурсе они могут способствовать развитию эффективного бизнеса и цивилизованного общества. Мнение большинства выступавших свелось к тому, что воздействие данных акций на общественное мнение не тождественно приемам манипуляции общественным мнением, как одной из форм воздействия.
Технологии воздействия допускают разрыв между событием, образом и смыслом. Техника манипулирования предполагает достижение целей PR-акции путем инспирирования ложных событий в СМИ и на ином коммуникационном поле, искажения образов, ложной интерпретации смыслов.
Для большинства выступавших пределы манипулирования определялись, прежде всего, моралью, для некоторых - законом, традициями бизнеса и правилами конкуренции.
Наиболее оживленные дискуссии вызвала тема второго «круглого стола» - «Принципы взаимодействия СМИ и PR-структур». Модератором выступил В. Евстафьев, президент Российской ассоциации рекламных агентств. В этом мероприятии приняли участие более 70 человек – журналисты, работники пресс-служб, PR-агентств и рекламных структур, депутаты.
В выступлениях освещались следующие темы: принципы и правила взаимоотношений специалистов по связям с общественностью и журналистов; идентификация рекламной, PR- и журналистской информации - где грань и отличия между ними; право журналиста на отбор информации, представляющей социальную и оперативную значимость для издания; журналистская этика и этика PR - общность и противоречия; допустима ли оплата публикации PR-информации; современное состояние рекламного бизнеса применительно к СМИ (газетам, радио, ТВ), а также кино.
Участники «круглого стола» пришли к выводу, что связи с общественностью – это самостоятельный социальный институт, функционирующий по собственным законам, а также законам других коммуникационных институтов. PR не является частью рекламы или отдельной ее формой, не представляет собой сегмент журналистики, а также не покрывает собой все поле маркетинговых коммуникаций (является важной, но лишь одной из ветвей их). Важнейший идентификационный признак PR - бесплатная информация. По мнению одного из участников круглого стола, генерального секретаря CERP Тамаша Барата, синонимом определения «черный» PR является слово «коррупция», что признано и мировой практикой. Журналисты и специалисты по связям с общественностью должны делать решительные шаги к объединению, преодолению противоречий, выработке правил и принципов взаимодействия на коммуникационном рынке.
В третьем «круглом столе» - «Government relations – современная практика» - приняли участие около 70 человек: специалисты по связям с общественностью, журналисты, представители власти, ученые, студенты. Модератором выступил С. Бычков, директор по PR Лесопромышленной группы «Илим Палп Интерпрайз».
В ходе мероприятия участники обсудили состояние данного направления PR-детельности в России, ее содержание и перспективы, а также отметили отсутствие законодательной базы для цивилизованного диалога с властью (например, «Закона о лоббизме») и повышение статуса специалистов, занимающихся такой деятельностью, как лоббирование. Участники пришли к выводу, что данная ветвь связей с общественностью активно сопровождает развитие бизнеса в нашей стране. Government relations стал неотъемлемой частью работы крупных компаний, которые ищут пути объединения как по отраслевому, так и по иным признакам. Это объединение необходимо им для совместного решения насущных вопросов и конструктивного диалога с властью.
По мнению участников «круглого стола», власть сама остро нуждается в диалоге с крупным бизнесом ввиду того, что она лимитирована в различного рода ресурсах, как финансовых, так и социальных. Этот диалог имеет не двухступенчатый, а трехступенчатый характер: «власть – корпорации (бизнес) – потребители».
Необходимо законодательное обоснование и структурирование деятельности в области government relations, в частности, принятие соответствующих документов, легализующих эту деятельность и повышающих статус специалистов по связям с общественностью.
В заключение, гости PR-Weekend’а пришли к выводу о необходимости сделать подобные встречи регулярными (ежегодными), с обязательным расширением круга участников и их географии. Организаторы форума обратились к участникам с просьбой о предложении наиболее актуальных и требующих решения тем.
29 июня официальный информационный спонсор Балтийского PR-Weekend’а Портал Sovetnik.ru провел online-трансляцию конференции «Основные тенденции и перспективы развития PR в Балтийском регионе» и «круглого стола» на тему: «Government relations – современная практика». На Портале доступны их стенограммы. В ближайшее время будут также опубликованы подробные отчеты и о других мероприятиях PR-Weekend’а.

Источник: SOVETNIK.RU