09.07.2001
В Санкт-Петербурге прошла конференция «Профессиональная этика в PR и рекламе».
С 28 по 29 июня в Санкт-Петербурге проходила конференция «Профессиональная этика в PR и рекламе», организованная Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена.
Участников конференции – преподавателей и практиков из Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Воронежа, Нижнего Тагила – приветствовали ректор РГПУ Г. Бордовский, советник губернатора Санкт-Петербурга, руководитель Лаборатории социально-политических технологий «АМП СПб» А. Шустов, декан факультета философии человека РГПУ В. Рабош и генеральный директор спонсора мероприятия - рекламного холдинга «ArtCraft» И. Кайбанов. Они отметили актуальность и своевременность заявленной темы и выразили надежду, что обсуждение вопросов этики послужит повышению престижа новой для России профессии, а личные знакомства укрепят узы корпоративного сообщества.
Надо отметить, что питерские вузы проявляют большую активность в проведении различного вида образовательных мероприятий в области связей с общественностью. Напомним, что за последние три месяца в Санкт-Петербурге прошли PR-неделя в Невском институте языка и культуры, студенческий фестиваль в ЛЭТИ. Наконец, конференция в РГПУ. Как показывает практика, прогноз о необходимости поиска своей ниши среди все растущего количества мероприятий оправдывается. И, чтобы не затеряться среди них, выжить, необходимо искать что-то свое. Именно это попытались сделать организаторы конференции.
«Выбор темы «Профессиональная этика в PR и рекламе» не случаен, - рассказывает профессор кафедры PR РГПУ Л. Громова. – Основной состав кафедры связей с общественностью нашего университета представлен профессорами, имеющими большой опыт исследований в теоретической и прикладной этике, стажировок в зарубежных центрах профессиональной этики и участия в PR-проектах, в том числе связанных с разработкой корпоративных этических кодексов».
По словам А. Чечулина, организаторы стремились объединить, привлечь внимание к проблеме теоретиков и практиков PR, а также студентов – будущих специалистов по связям с общественностью. Актуальность выбранной темы подтвердили и выступающие. Так, например, в своем докладе профессор кафедры менеджмента и экономики Санкт-Петербургский государственного университета культуры и искусств Г. Тульчинский обратил внимание присутствующих на то, что в среде журналистов, предпринимателей и политиков о PR формируется представление как о деятельности, направленной на разрушение позитивного имиджа фирм или лиц методами на грани, а то и за гранью норм права и морали, а имидж профессии закрепляется как отвязное, без тормозов, циничное манипулирование.
С ним не совсем согласна Л. Громова. Она считает, что в профессиональном PR-пространстве происходят некоторые перемены. Анализируя их, можно говорить о новом этапе в формировании статуса специалиста по связям с общественностью, который обусловлен повышением этических требований и развитием этических оснований профессии.
Естественно, что в центре внимания оказались профессиональная этика в PR и «грязные» технологии, о которых один из присутствующих политтехнологов сказал, что они «эффективны, креативны, и фантазийны». По его мнению, «черный» PR не только востребован сегодня, но и будет востребован в будущем. В связи с этим интересной казался доклад директора - учредителя консалтинговой группы Giraffe В. Максимова, в котором затрагивался вопрос об уместности существовании этики в бизнесе.
Кроме этого присутствующие затронули вопросы разрешения конфликтов и использования «звезд» в рекламе, рассмотрели PR как стратегию социального развития, взаимоотношения СМИ и PR-специалистов, отношения с клиентами и т. д.
Одной из самых обсуждаемых тем стала профессиональная сертификация. Здесь мнения участников разделились. Кто-то утверждал, что сертификация сообществу необходима. А кто-то ссылался на то, что рынок еще не готов принять решение, и проводимая ныне процедура преждевременна.
Поделиться наболевшим участники смогли на «круглом столе»: «PR по-русски». Тут Г. Тульчинский, известный теоретик, заявил о неправославном характере PR-деятельности, поставив, таким образом, под сомнение право на его существование. Ряд других участников говорили о ключевой роли государства, регулирующего и не всегда правомерно вмешивающегося в свободную рыночную конкуренцию. PR-рынок существует «под взглядом государства», хороший заказ в бизнесе и результаты выборных кампаний очень сильно зависят от позиции местной и федеральной властей.
В рамках конференции была представлена книга зав. кафедрой связей с общественностью РГПУ им. А. И. Герцена, доктора философских наук, профессора А. Чечулина и директора Восточно-Европейского института психоанализа, президента Национальной федерации психоанализа, доктора психологичеких наук, профессора М. Решетникова «Общественное признание. Опыт поощрения лучших и признанных заслуг в дореволюционной и современной России». Ее авторы «предприняли попытку исследовать имевшиеся ранее в нашей стране и существующие ныне проекты общественного признания». Это и награды, и звания, и выставки. Кроме аналитических материалов в книгу включены тексты законов, положений, инструкций, устанавливающих процедуру признания заслуг.
Своеобразным итогом конференции стал мастер-класс, проведенный профессором РГПУ им. Герцена А. Панфиловой «Инновационные коммуникативные технологии в PR». Именно здесь оформилась программа Центра профессиональной этики и рейтинговой аналитики, созданного по инициативе участников конференции на базе кафедры связей с общественностью РГПУ. Основной задачей центра должна стать консолидация усилий специалистов в области этики, связей с общественностью и рекламы в формировании и продвижении этических стандартов профессиональной деятельности. В его функции входит решение таких задач как: проведение совместно с российскими и зарубежными центрами исследования в сфере прикладной этики и коммуникативной культуры, разработка этических кодексов для организаций и фирм, организовывать семинары и тренинги по различным аспектам деловой и профессиональной этики и т. д.
Свое намерение участники объяснили тем, что нельзя важные решения по развитию отрасли, как, например, сертификация или лицензирование, отдавать в одни руки, пусть даже это будет всеми уважаемая общественная организация. По их словам, подобная практика часто ведет к коррупции, лоббированию интересов «своих».
Стоит добавить, что подобные конференции организаторы планируют проводить на регулярной основе. Следующая намечена на июнь 2002 года.

Источник: SOVETNIK.RU