11.07.2001
В Москве выросли инвестиции в интернет-кафе.
В развитие интернет-кафе в России начали вкладывать больше денег, чем на Западе. За последние полгода в Москве открылись первые три больших кафе — TimeOnline, Netcity и Cafemax. Инвестиции в каждое из них сравнимы с вложениями в более крупные заведения, входящие в европейскую сеть Easyeverything.
Сейчас в Москве всего около 100 заведений, предоставляющих посетителям доступ в Сеть, однако лишь у единиц есть выделенные линии, а число компьютеров превышает 10. Первое профессиональное кафе — TimeOnline на 200 посадочных мест — появилось в конце зимы. Спустя четыре месяца, в середине июня, открылось кафе Netcity с 45 компьютерами, а на днях самое большое кафе в России — Cafemax на 300 посетителей.
По словам Бориса Шпирта, менеджера по маркетингу TimeOnline, на строительство кафе было потрачено $1,2 млн. Cafemax обошлось почти в $1,5 млн. Геннадий Лопатинский, директор компании First Mercantile Capital Group, инвестора проекта Netcity, говорит, что общие инвестиции сразу в несколько точек составят минимум $2 млн. До конца года в столице должно открыться пять Netcity.
Сети планируют создавать и TimeOnline, и Cafemax — правда, они пока воздерживаются от объявления конкретных планов. "Формат и количество будущих интернет-центров будут зависеть от того, как проявит себя первое заведение", — объясняет Эльмира Михайлова, директор по маркетингу Cafemax.
Всплеск на отечественном рынке интернет-кафе Станислав Цырлин, замгендиректора Boston Consulting Group, связывает с общим ростом популярности Интернета. "Согласно данным "Рамблера", за последний год посещаемость Рунета увеличилась в восемь раз", — говорит Цырлин.
По данным агентства Gallup Net, на весну 2001 г. 10% москвичей имели собственные компьютеры с подключением к Сети. Согласно исследованию, в 1999-м хотя бы раз в месяц пользовались Интернетом 8,2% москвичей, а в апреле — мае этого года — 13,2 %. Из них 63% выходили в глобальную сеть с работы, 48% — из дома, 6% — из учебного заведения и 3% из интернет-кафе или компьютерного центра. В целом по стране уровень компьютеризации гораздо ниже: лишь у 3,1% россиян есть компьютеры с доступом в Интернет, в месяц Глобальной сетью пользуются 5,4% населения.
Станислав Мариевский, директор компании Rex.Mix, которая создает интернет-кафе на заказ, но не участвовала ни в одном из вышеназванных крупных проектов, говорит, что Netcity, TimeOnline и Cafemax — первые в Москве кафе мирового уровня. Их появление, считает Мариевский, оставляет мало шансов мелким точкам, в которые ходят подростки из соседних домов. В этом году часть таких точек столкнулась с проблемами, в частности с необходимостью покупать легальное программное обеспечение и получать лицензии.
До начала этого года отсутствие активности на российском рынке специалисты объясняли долгой окупаемостью интернет-кафе. По мнению Андрея Липова, генерального директора компании ORC, владеющей кафе "Новая почта", в интернет-кафе на 10 компьютеров необходимо инвестировать минимум $100 000, которые окупятся не раньше чем через два-три года. А в Европе, по словам Липова, этот срок в полтора-два раза больше. Нормальная загрузка кафе, открытого 24 часа в сутки, — 45 — 50%.
По словам Льва Николау, руководителя Cafemax, структура доходов интернет-кафе в нашей стране такова: 50 — 70% средств приносит аренда компьютеров с доступом в Глобальную сеть, остальное — еда, по большей части непритязательная. "Соотношение может меняться в зависимости от размера заведения", — поясняет Николау. За границей дело обстоит по-другому: еще одним важным источником доходов является реклама на стенах, ковриках, экранах компьютеров.
Крупнейшая в Европе сеть Easyeverything, создание которой началось в Лондоне всего два года назад, получает от рекламы 20% своих доходов, а от продажи еды и напитков — максимум 10%, сказал "Ведомостям" Джеймс Рутни, директор по корпоративным отношениям Easyeverything.
Сеть, по словам Рутни, включает в себя 22 кафе по всему миру, в каждом из которых от 400 до 800 компьютеров. Стоимость открытия кафе Easyeverything варьируется от $1 млн до $3 млн.
По сведениям "Ведомостей", в Easyeverything подумывают о выходе на российский рынок, но еще не приняли окончательного решения. А пока в кафе этой сети ежедневно приходят 2,2 млн человек — это почти вчетверо больше, чем все московское "сетевое население" (если верить оценке последнего, приводимой Gallup Net).

Источник: Рынок продуктов питания