13.07.2001
Nestle прекращает производство замороженных овощей в России.
В этом месяце компания Nestle (www.nestle.ru) продаст последнюю партию замороженных овощей "Вкус лета". Таким образом, закончится первый и пока единственный крупный иностранный проект по производству замороженных овощей в России.
В 1998 г. Nestle купила контрольный пакет акций АО "Хладопродукт" (г. Тимашевск, Краснодарский край), после чего на предприятии было организовано производство замороженной вишни и шести видов овощных смесей под маркой "Вкус лета". По данным Nestle, общий объем инвестиций в завод к декабрю прошлого года составил $8 млн.
Начав проект, компания сразу закупила у местных сельхозпредприятий овощи, упаковав в результате более 4000 т. Эти-то объемы Nestle распродает до сих пор. Вчера на складе "Хладопродукта" было по 20 — 30 коробок каждой позиции. По данным "Ведомостей", фасовочное оборудование сейчас демонтируют и продают. Часть конвейеров уже приобрела тульская компания "Кредо", которая планирует организовать собственное производство замороженных овощей и фруктов. В "Кредо" отказались сообщить подробности сделки.
По словам Кристины Мининой, ассистента директора по внешним корпоративным вопросам Nestle, фасовать замороженные овощи на "Хладопродукте" компания продолжила "по инерции", чтобы "сохранить сложившийся коллектив". Теперь же компания свернула производство смесей, так как "на одном предприятии невозможно одновременно выпускать мороженое и "заморозку".
Конкуренты не верят, что проект задумывался как временный, и считают, что Nestle просто не повезло. Дело в том, что первые партии "Вкуса лета" появились летом 1998 г., а спустя несколько месяцев рынок "заморозки" сократился в три раза из-за финансового кризиса. "У Nestle были огромные складские запасы", — говорит сотрудник одной из компаний, посетивший "Хладопродукт" в конце 1998 г.
По словам Александра Рассказова, коммерческого директора "Фирмы Эликом" (www.elicom.ru) , одна из ошибок Nestle — непродуманный ассортимент: компания в основном выпускала смеси, тогда как наибольшей популярностью пользуются отдельные продукты — цветная капуста и фасоль.
Вместе с тем инициатива Nestle на рынке замороженных продуктов имела все шансы на успех. Швейцарская корпорация первой из иностранных компаний отважилась начать выпуск замороженных овощей и фруктов в России. Другие западные производители — Ardo, Bonduelle, Hortex и Unifrost — долго анализировали рынок, но так на него и не вышли. "В России очень низкая культура земледелия и качественных овощей нет", — рассказывает Светлана Цаликова, коммерческий представитель бельгийской компании Ardo. По ее оценкам, менее 10% продаваемых замороженных овощей фасуется в России, причем на 80% — из привозного сырья.
По данным маркетингового агентства GfK, за первые четыре месяца рынок замороженных овощей вырос на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Более половины рынка занимают три компании: Hortex (46% ), Zgoda (15% ) и российская "АйсБит" (7% ). Компании оценивают емкость рынка в 45 000 т в год.

В январе международный концерн Unilever свернул производство мороженого под маркой "Альгида", заявив, что все время с 1998 г. лишь изучал российский рынок. По экспертной оценке, под маркой "Альгида" выпускалось от 1000 т до 1500 т мороженого в год. Конкуренты до сих пор убеждены, что продажа российской "Альгиды" не дала компании ожидаемого результата. Одни отмечают, что население пресытилось "жирным" мороженым, другие — что концерн неправильно организовал сбыт. Однако в Unilever обещают, что "Альгида" не покинет российские прилавки: мороженое продолжат импортировать.

Источник: Рынок продуктов питания