16.07.2001
Четвертый по счету завод "Балтика" построит в Самаре.
Вчера пивоваренная компания "Балтика" (www.baltika.ru), которая уже давно собирается строить в России новые заводы, наконец объявила месторасположение первого из них. Это город Самара. Комбинат стоимостью $50 млн будет выпускать здесь 10 млн дал пива в год. Аналитики и участники рынка считают, что "Балтику" ждет в Поволжье тяжелая борьба за рынок с местными производителями, позиции которых очень сильны.
По словам пресс-секретаря президента "Балтики" Людмилы Фомичевой, окончательное решение о строительстве пивзавода было принято вчера после встречи Таймураза Боллоева с руководством области. "Мы давно присматривались к Поволжью и видим большой потенциал местного рынка", — говорит Фомичева. По данным "Балтики", среднедушевое потребление пива в Поволжье составляет около 30 л на человека в год. Это соответствует среднероссийскому уровню и почти в два раза ниже, чем в Петербурге и Москве.
"Балтика" планирует использовать самарский завод в качестве плацдарма для экспансии в среднюю полосу России — если продажи пойдут успешно, мощность завода может быть увеличена до 30 млн дал в год. Сроки строительства завода сейчас не называются, однако Фомичева говорит, что производство будет запущено за максимально короткое для такого проекта время.
В пивоваренную компанию "Балтика" входят три завода — петербургский, "Балтика-Дон" и "Тульское пиво". В 2000 г. компания произвела 106,4 млн дал пива. Сейчас компания ведет реконструкцию минского пивзавода "Криница" стоимостью $50 млн. После ее окончания "Криница" сможет производить ежегодно 15 млн дал.
Построив завод в Самаре, пивной гигант выйдет на рынок, где его продукция известна гораздо меньше, чем в столицах. По данным "Бизнес-Аналитики", 46% самарского рынка занимает "Жигулевское пиво", тогда как на "Балтику" приходится лишь 7%. И конкурировать с традиционными для Поволжья марками "Балтике" будет нелегко. По словам директора по маркетингу Bravo International Дмитрия Ситникова, локальный потребитель придерживается традиционных предпочтений и переубедить его переключиться на национальную торговую марку будет очень сложно.
По мнению директора по исследованиям петербургской компании "О+К" Олега Дембо, наращивание производственных мощностей является для руководства "Балтики" гарантией роста продаж. В то же время основная проблема "Балтики" — отсутствие четкого позиционирования марки. Дембо считает, что именно из-за этого "Балтика" проигрывает на петербургском рынке "Степану Разину" (доли двух марок здесь составляют соответственно 14% и 34% ).
Впрочем, как утверждает аналитик UFG Алексей Кривошапко, запуск завода в Самаре — единственный шанс компании усилить свои позиции в этом регионе. "Ближайший завод компании находится в Туле, поэтому, сократив транспортные издержки, "Балтика" может подвинуть "Жигулевское", — говорит он.

ЦЕПКО СТАВИТ НА "ГОНЦА".

В то время как "Балтика" расширяет свои производственные мощности, другие компании сокращают сорта пива, выпускаемые на их многочисленных предприятиях, а также придумывают для них новые брэнды. Один из новичков пивного рынка — Центрально-европейская пивоваренная компания (ЦЕПКО) раскрыла свою маркетинговую политику. Недавно Москворецкий пивкомбинат, входящий в ЦЕПКО, начал розлив пива "Гонец". Сейчас на эту марку приходится уже большая часть пива, выпускаемого Москворецким. А в скором времени два других предприятия, входящих в структуру ЦЕПКО, — "Пивоиндустрия Приморья" и завод "Волга" в Нижнем Новгороде — также перейдут на розлив "Гонца". ЦЕПКО, похоже, перенимает опыт одного из лидеров отечественного рынка — компании Sun Interbrew. Весной 1999 г. Sun Interbrew объявила о реструктуризации брэндов. В результате из 30 сортов пива, которые разливали восемь принадлежащих компании пивоварен, осталось лишь три — "Клинское", "Толстяк" и "Сибирская корона". Приобретением контроля над пивоваренными заводами, входящими в ЦЕПКО, занималась группа Wimm-Bill-Dann, но позднее ЦЕПКО стала независимой от WBD компанией.

Источник: Рынок продуктов питания