17.07.2001
Еще 12 спутников Сатурна.
Можно сказать с уверенностью: Сатурн сейчас - это одна из самых богатых на найденные спутники планета. В ходе исследования газового гиганта, проводившегося международной командой из 11 астрономов в период с августа 2000 по февраль 2001 года, было обнаружено 12 новых спутников, что довело их общее количество до 30.
В принципе, вновь найденные объекты нельзя назвать "спутниками" в нашем понимании этого слова. Их размеры очень малы - от 3 до 13 км и у всех них большие, замысловатые орбиты. Такой "рой" спутников газового гиганта уникален для нашей Солнечной системы, и ученые полагают, что их открытие станет ключом к пониманию эволюции Сатурна и других больших планет: Юпитера, Урана, Нептуна.
По их словам, эти луны были захвачены гравитационным полем планеты при прохождении через ее атмосферу, и, что вполне вероятно, когда-то являлись частями более крупных тел. Под такими телами исследователи понимают группы объектов, называемых планетезималями - объектами ранней Солнечной Системы, летавшими вокруг Солнца и впоследствии сформировавшими ядра газовых гигантов.
На данный момент о новых спутниках известно не много. Для каждого из них было проведено три наблюдения, по одному в час, чтобы убедиться в перемещении его по отношению к планете-хозяйке. Новая информация будет получена немного позднее в этом году, после того, как Солнце перестанет скрывать Сатурн от телескопов. Если спутники будут находиться там, где это предсказывали ученые, то каждый из открытых объектов получит от Международного астрономического союза свое имя.
По словам Дугласа Гамильтона(Douglas Hamilton) из Университета штата Мэриленд, еще одно потрясение может ожидать нас, когда мы поближе всмотримся в Юпитер. В этом случае доступными для наблюдения окажутся объекты размером в один километр (против трех у Сатурна), по причине их большего приближения к Солнцу, а значит и лучшей яркости.
Как бы там ни было, в настоящее время ученые ожидают наступления 2004 года, когда, возможно, аппарату Кассини удастся сделать снимки этих объектов с близкого расстояния.