17.07.2001
Группа "Парнас" укрепила свои позиции на рынке белковой колбасной оболочки России.
Торговый дом (ТД) "Белкозин", входящий в состав группы "Парнас", заключил с украинским предприятием по производству белковой колбасной оболочки акционерным товариществом "Белковин" дистрибьюторское соглашение о реализации оболочки через петербургский "Белкозин". Существенным фактором усиления позиций группы на рынке белковых оболочек стало недавнее назначение на должность генерального директора лужского завода "Белкозин" руководителя группы "Парнас" Сергея Удачина и планируемое участие компании в приватизации этого предприятия.
Таким образом, группа не только замкнула производственный цикл выпуска и продажи мясопродуктов, но и практически монополизировала рынок белкозина в России.
Шкурный вопрос
Основной объем колбас выпускается в полиамидных, целлюлозных и натуральных оболочках, и только для производства элитных сортов (около 10-12% общего объема колбасного производства), прежде всего твердокопченых, используется оболочка белковая. На территории бывшего СССР ее производят всего два предприятия: лужский "Белкозин" и украинский "Белковин".
По разным оценкам годовая емкость рынка белкозина в России составляет 290-350 тыс. километров оболочки, или, в денежном выражении, примерно 25-28 млн долларов. Производственные мощности лужского "Белкозина" (примерно 160-165 тыс. километров оболочки в год) задействованы на полную катушку. Из производимых украинским "Белковином" около 150 тыс. километров в год в Россию экспортируется 50-60%. Таким образом, основная доля российского рынка белковой оболочки контролируется двумя этими предприятиями — цена на продукцию западных производителей несколько выше. По оценке торговцев, объем продаж импортных оболочек, в первую очередь чешской и югославской, не превышает 30% от общей емкости российского рынка.
Специалисты утверждают, что белкозин как российского, так и украинского образца отстает от требований новейших технологий мясопереработки. Отечественная и украинская оболочки зачастую рвутся при заполнении колбасной массой. Пару лет назад из-за претензий клиентов-мясокомбинатов некоторые оптовики были даже вынуждены отказаться от поставки украинского белкозина.
Подписав дистрибьюторский договор с "Белковином", ТД "Белкозин" практически монополизировал весь сбыт дешевой белкозиновой оболочки и поставил в зависимость от своей сбытовой политики других продавцов белкозина. Ведь если раньше российский и украинский производители торговали каждый самостоятельно, то теперь реализация продукции как лужского завода, так и украинского предприятия в России идет исключительно через ТД. Некоторые оптовики говорят, что с введением такой схемы реализации покупать оболочку у "Белкозина" стало менее выгодно.
Цены с недавних пор стали там значительно выше по сравнению с теми, что были полгода назад", — говорят менеджеры московской оптовой компании "Меотида".
В другой фирме посетовали, что только за последние два-три месяца 2000 года отпускные цены "Белкозина" повышались несколько раз. И все-таки представители наиболее крупных торговых компаний говорят о том, что пока ТД ведет достаточно взвешенную ценовую политику, и кроме того, идти по пути безоглядного повышения цен не сможет. Прежде всего из-за присутствия на рынке западной продукции.
Секрет полишинеля
Появление представителей группы "Парнас" на "Белкозине" относится к 1998 году. Тогда из двенадцати линий работало всего три. По инициативе областного КУГИ на "Белкозине" была произведена смена менеджмента и введена должность генерального управляющего, которую занял представитель ЗАО "Парнас-М", головного предприятия группы "Парнас". Новой команде менеджеров удалось не только запустить простаивавшие производственные мощности и значительно улучшить финансовые показатели работы предприятия, но и погасить долги перед кредиторами. В это же время трудовой коллектив подал заявку на приватизацию "Белкозина".
С этого момента завод явно стали готовить к предстоящей приватизации. При этом для специалистов практически нет вопроса, кто станет основным покупателем в предстоящих конкурсах. Попасть на предприятие стало практически невозможно. Бывало, что во время визита на завод губернатора Ленобласти приглашенных журналистов не пропускали далее проходной. Все, кто хоть как-то связан с заводом, стремятся поддерживать непроницаемую завесу секретности. На просьбу обозначить планируемые сроки завершения приватизации представитель РФФИ в грубой форме отказался отвечать на вопрос.
Но если представителей "Парнаса" понять можно — им конкуренция при приватизации не нужна, — то вот позиция чиновников, как бы заинтересованных в получении максимально возможной выручки от продажи государственного имущества, не совсем ясна. Конечно, "Парнас" буквально возродил завод, ставший к тому же одним из основных налогоплательщиков Лужского района Ленобласти. Однако почему нельзя было обеспечить прозрачность схемы как управления, так и последующей приватизации, при которой были бы учтены все интересы, объяснить трудно.
Так или иначе, "Парнас" как мясоперерабатывающая группа с включением в свой производственный цикл белкозиновых производств получила явные преимущества на колбасном рынке. Имея в активах собственное производство оболочки, гораздо проще сокращать издержки и формировать наиболее выгодную для рынка цену на колбасные изделия.

Источник: Рынок продуктов питания