19.07.2001
В России мороженому предпочитают пиво и шоколад.
Потребление, а следовательно, и производство мороженого в России продолжает падать уже который год подряд. И это тем более странно для страны, в которой сей сильно замороженный деликатес готовы были вкушать даже в самые лютые морозы. Чему, кстати, всегда удивлялись изнеженные иностранцы, случайно оказавшиеся в этот момент рядом с "этими непонятными русскими". Сейчас наступила очередь поражаться отечественным производителям мороженого, не понимающим, почему в России вдруг разлюбили их продукцию и перешли на пиво, сладости и жевательную резинку.
По словам главы Союза мороженщиков России, президента "Росмясомолторга" Вячеслава Выгодина, сокращение производства мороженого официально можно объяснить двумя факторами — плохой погодой и низкой платежеспособностью населения. Хотя сам "главный мороженщик страны" подобным оправданиям не верит. Пиво, шоколад и прохладительные напитки стоят практически столько же, сколько средняя порция мороженого. Но в отличие от последнего продукта все они активно продаются, и их производство продолжает расти.
В 2000 году производство пива выросло на 23%, кондитерских изделий — на 8%, безалкогольных напитков — на 25%, а выпуск мороженого снизился на 3,5%. За первые четыре месяца этого года производство мороженого в России снизилось еще на 6%. Хотя и здесь не обошлось без парадоксов — хладокомбинаты Ленинградской области и Карелии (далеко не самых богатых регионов) весной увеличили выпуск замороженного лакомства в 4 раза. А в Приморье, где в начале года было явно не до мороженого, — в 2 раза.
В Союзе мороженщиков признаются, что большая часть россиян потребляет мороженое не чаще, чем 1-3 раза в месяц (в среднем по 2,2 кг в год). Для сравнения — в США средний американец в год съедает от 12 до 20 (по разным источникам) кг мороженого, европейцы — до 10 кг, а в бывшем СССР покупали до 5,5 кг.
На самом деле все упирается не в плохую погоду, качество продукции или отсутствие денег у населения. Месячные рекламные бюджеты пива или шоколада составляют несколько миллионов долларов, тогда как рекламы мороженого практически не видно. Мысль, что мороженое необходимо рекламировать, как прокладки или пиво, дошла до производителей злополучного продукта только в начале 2001 года. Но тут же и угасла. Единственная попытка организовать силами Союза мороженщиков общую рекламу мороженого как продукта (наподобие акции производителей сока) сорвалась в апреле из-за нежелания руководителей хладокомбинатов перечислять в "общую кассу" по $1 с проданной тонны ( в среднем от $1 тыс. до $8 тыс. с предприятия).
Дело в том, что большая часть предприятий, выпускающих мороженое, по-прежнему находится под контролем государства, и управляют ими "люди старой закалки". Из почти 250 российских компаний и хладокомбинатов 73 входят в систему ОАО "Росмясомолторг" (контролирует 70% рынка мороженого), около сотни подчиняется Минсельхозу и лишь 80 находятся в частном владении.

Источник: Рынок продуктов питания