19.07.2001
WBD рассчитывает создать прецедент в области прав интеллектуальной собственности применительно к "вологодскому" маслу.
Около месяца назад в московских магазинах появился новый продукт — "Вологодское масло" от компании Wimm-Bill-Dann (www.wbd.ru). Производством этого узнаваемого продукта занялась холдинговая компания группы Wimm-Bill-Dann, контролирующая ее производственные активы, — Лианозовский молочный комбинат (ЛМК). Похоже, решив производить "Вологодское масло" в Москве, вимм-билль-данновцы рассчитывают создать прецедент в области прав интеллектуальной собственности.
Возможность производить московское "Вологодское масло", считают в Wimm-Bill-Dann, дают разработанные еще в советское время нормативы ГОСТа, которые регулировали правила выпуска продуктов и содержали перечень их физико-химических, органолептических показателей. Следуя логике компании Wimm-Bill-Dann, если их продукт — масло "Домик в деревне" — соответствует тем показателям ГОСТа, что и у "Вологодского масла", то и называться может так же. Тем более что, по мнению представителей Wimm-Bill-Dann, "Вологодское масло" уже давно существует просто как особый сорт сливочного масла.
Производители масла, находящиеся в Вологодской области, ссылаются на другой документ — свидетельство на право пользоваться этим наименованием, выданное Российским агентством по патентам и товарным знакам (Роспатент). Согласно данным патентного ведомства, "Вологодское масло" имеет статус наименования места происхождения товара, права на который имеют ГУП учебно-опытный молочный завод ВГММХА им. Верещагина, Вологодский и Шекшнинский молокозаводы.
В России до осени 1992 г. понятие "наименование места происхождения", или "географическое указание", не имело никакой правовой силы. Оно приобрело охрану только в конце 1992 г., когда был принят федеральный закон "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения". "Место — товар" — это та связь, которая отражается географическим указанием. Именно географическое указание дает возможность производителям товаров из определенного географического района требовать права на такой статус для указания того, что данный товар производится только в этом районе. Самое главное в наименовании места происхождения, согласно закону, — это особые свойства, характерные только для данной местности (в расчет берутся природные условия и производственные традиции людей, либо и то и другое одновременно). Регистрация наименования места происхождения не дает исключительных прав кому-то одному, это коллективное право на пользование объектом, связанным с конкретной территорией, например с Вологодской областью.

ГОСТ или закон?

ГОСТ 37/91, на который ориентируются в компании Wimm-Bill-Dann, был введен в действие с января 1992 г. Александр Шмуттер, директор ООО "Молпродукт-Вологда", компания которого размещает заказы на производство продукции на молочном заводе им. Верещагина, убежден, что "стандарт, даже государственный, является лишь подзаконным актом, а главенствующую роль всегда выполнял федеральный закон, каким является закон "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения". По мнению Валерия Германа, президента Ассоциации российских патентных поверенных, "производители масла из Вологодской области должны себя чувствовать достаточно защищенными даже в том небольшом объеме прав, который существует сейчас в России". Загвоздка в том, что когда ГОСТ был создан, еще не существовало действующего ныне закона "О товарных знаках". Более того, "никто никогда не пересматривал ГОСТ и не соотносил его с положениями закона "О товарных знаках", подчеркивает Герман. А между тем законом о "Товарных знаках" предусматривается, что особые свойства товара должны быть стабильными и представлять собой комбинацию постоянных характеристик. Причем наличие особых свойств устанавливается априори и доказывается соответствующими компетентными органами страны происхождения.

Наименование или вид

История с производством "Вологодского масла" напоминает другую — с пивом "Жигулевское". Разница в том, что "Жигулевское" никогда не признавалось наименованием места происхождения. Это пиво производили по всему СССР. А в 1992 г. стараниями юристов ОАО "Жигулевское пиво" был зарегистрирован товарный знак "Жигулевское". Год назад Апелляционная палата Роспатента аннулировала этот знак, поскольку пиво "Жигулевское" признали сортом.
Скорее всего, появление московского "Вологодского масла" можно рассматривать как попытку компании Wimm-Bill-Dann по аналогии с "жигулевцами" превратить наименование места происхождения в видовое понятие — сорт масла. Если бы "Вологодское масло" было зарегистрировано просто как товарный знак, то, как считают многие патентные поверенные, можно было бы по примеру "Жигулевского" найти способ превратить его в видовое обозначение — как вошедшее во всеобщее употребление в качестве обозначения товаров определенного вида. Тем не менее эксперты считают, что сейчас в случае с "Вологодским маслом", произведенным в Москве, налицо нарушение закона "О товарных знаках", согласно которому для использования наименования места происхождения фирме необходимо получить специальную лицензию. Насколько известно, Wimm-Bill-Dann в Роспатенте пока ничего не регистрировал.
Между тем ничто не мешает самой компании Wimm-Bill-Dann предпринять попытку аннулировать регистрацию наименования "Вологодское масло", используя тот же советский ГОСТ. В принципе закон не отрицает такую возможность. Однако для этого потребуется доказать, что словосочетание "Вологодское масло" вошло во всеобщее употребление как обозначение определенного вида продукции и это всеобщее употребление не связанно с местом изготовления. Иными словами, аргументом может быть доказательство многократного и неконтролируемого производства различными компаниями масла с таким названием не только в Вологде, но и в других городах страны.
Так или иначе, но Роспатент скорее всего окажется вовлечен в спор между Wimm-Bill-Dann и производителями масла из Вологодской области. Как считает Евгений Ариевич, партнер юридической компании Baker & McKenzie, Роспатент может принять участие в качестве третьего лица в арбитражном споре с компанией Wimm-Bill-Dann в том случае, если хотя бы один из числа тех, кто может пользоваться этим наименованием, подаст иск о запрете компании Wimm-Bill-Dann использовать название "Вологодское масло". Если же Wimm-Bill-Dann решит аннулировать регистрацию наименования, то Роспатенту предстоит решать, произошел ли разрыв связи в сознании потребителя между обозначением и товаром, происходящим из соответствующей местности. Такое, впрочем, в истории патентных ведомств уже случалось — потеряли первоначальную географическую привязанность "ямайский ром", "чилийская селитра", "английский пластырь" и "камамбер".

Источник: Рынок продуктов питания