20.07.2001
Kруглый стол "Интернет в России — управляемое будущее" под девизом "Дыши online!".
Ирина Хакамада предлагает бизнесу взять государственную программу "Электронная Россия" "на откуп"...
Константин Шаповаленко требует сделать ее президентской.
- Впервые бизнес может заниматься не "извлечением" денег из государства, но на государственные средства, не получая прибыли, развивать среду, которая впоследствии принесет ему прибыль, — заявила вице-спикер ГД РФ Ирина Хакамада на заседании круглого стола "Интернет в России — управляемое будущее", который состоялся вечером в пятницу 13 июля в московском клубе "Огород".
Государственная программа "Электронная Россия" предусматривает вложение более 2,5 млрд. долларов в развитие информатизации и "интернетизации" страны в течение следующих 4 лет. Из этой суммы 50% — средства из федерального бюджета (хотя и выделяемые по остаточному принципу), 30% — средства из местных бюджетов, о которых, как считает г-жа Хакамада, "можно сразу забыть", и 20% — средства, которые планируется привлечь из внебюджетных источников.
Нынешнюю ситуацию, когда лишь 1,5% всех образовательных учреждений в нашей стране могут выходить в глобальную сеть, лишь в 20% школ преподают основы информатики и всего 30% учителей вообще имеют пусть даже самое примитивное представление о том, что такое Интернет, Ирина Хакамада назвала "беспределом". Россия — единственная в мире страна, где число компьютеров в школах не растет, а сокращается. Выделенные в прошлом году Госдумой несколько миллиардов рублей на информатизацию образования потрачены, с ее точки зрения, бесконтрольно и неэффективно.
В то же время, бизнесу, связанному с Интернетом и телекоммуникациями, не хватает именно развитой среды. Требуется предложить механизм, когда бизнес — на некоммерческой основе — возьмет подряд, чтобы на государственные деньги, не извлекая прибыли, развивать среду, которая генерирует ему спрос, и лишь на втором этапе, на основе развития самой среды принесет коммерческие доходы.
Президент компании IBS Анатолий Карачинcкий отметил, что Интернет в России требуется "дотянуть" от сегодняшних 1,5-2% до 10% населения. Лишь тогда наступит качественный скачок, и Интернет станет интересным бизнесу как среда коммерческих сделок и технология снижения издержек. Эти показатели, при нынешних темпах роста экономики, будут достигнуты не раньше 2006-2007 года, и то при условии, что прибыль, извлекаемая страной из благоприятной конъюнктуры мирового сырьевого рынка, будет срочно конвертирована в развитие экономики, основанной на использовании знаний и информации.
В то же время, государство, декларирующее необходимость ликвидировать гигантское отставание от развитых стран и принимающее соответствующие программы, упорно не снижает "порог вхождения" пользователей в Интернет. Не уменьшает таможенные пошлины на компьютерную технику, составляющие около 40%, не стимулирует использование Интернета как инструмента снижения издержек, не отменяет, в отличие от большинства стран, налогообложения по сделкам, совершаемым через Интернет.
Управляющий партнер компании "e-max" Лев Николау сослался на расчеты компании McKinsey: чтобы поднять уровень подключения к Интернет с 2 до 5%, России потребуется около 10 млрд. долларов. Однако, по мнению г-на Николау, "интернетизация", безусловно, относится к инфраструктурным проектам национального масштаба, а любой инфраструктурный проект — это стимул для развития экономики страны в целом. Такие примеры в истории России есть: от "электрификации всей страны" до БАМа.
Президент ТПП РФ Станислав Смирнов, поддержанный большинством собравшихся, отметил, что до тех пор, пока ведомства будут одновременно создавать нормативные акты, плодить коммерческие структуры и выполнять контрольные функции, чисто государственные программы, подобные "Электронной России", не имеют шансов на успех.
Принимая концепцию Ирины Хакамады, член совета директоров АО "Транстелеком" Константин Шаповаленко выдвинул встречные условия: программа "Электронная Россия" не должна быть ведомственной. Она обязана быть интегрированной, президентской. Кроме того, к работе в этой программе нужно привлекать только те коммерческие компании, которые действительно приобретут выгоду "на втором шаге", и на основе маркетингового расчета этой выгоды. В-третьих, сотрудничество между государством и бизнесом в реализации такой программы должно сопровождаться внешним, международным аудитом, строгим контролем использования средств. Главным фактором успешной "интернетизации" России г-н Шаповаленко назвал назревшую смену приоритетов — от решений технических к решениям для потребителей, к развитию доступных конечным пользователям услуг цифровых сетей.
B работе круглого стола "Интернет в России — управляемое будущее", прошедшего, по случаю уикенда, в неформальной обстановке, "без галстуков" и под девизом "Дыши online!", также приняли участие заместитель директора компании "Комкор ТВ" Владимир Беленкович, телеведущий Дмитрий Дибров, заместитель директора российского представительства компании Cisco Systems Андрей Зюзин, первый вице-президент "ТрансКредитБанка" Кирилл Клип, и другие. Такой состав экспертов, каждый из которых представлял один из аспектов темы, от инфраструктуры, нормативного регулирования, инвестиций, бизнес-решений — до развлечений, был обусловлен потребностью сформировать целостное и всестороннее представление о ситуации.
Круглый стол был организован по инициативе агентства по развитию общественных связей "Р.И.М.". Вел круглый стол генеральный директор Агентства "Р.И.М." Игорь Писарский.


Источник: Рекламный мир