25.07.2001
Депутаты намерены приравнять пиво к крепким алкогольным напиткам.
Несмотря на жару, располагающую к потреблению холодного пива, группа депутатов ополчилась на пивоваров. Внесенные ими законопроекты приравнивают пиво к алкогольным напиткам и запрещают использовать в рекламе сказочных персонажей, молодежь и хорошо одетых людей. То есть пиво "Клинское" не должно быть "продвинутым".
"Реальный объем производства пива в два раза больше декларируемого. Поэтому нужен эффективный контроль государства", — считает один из авторов законопроекта "Об основах государственного регулирования промышленного производства и оборота пива" депутат Александр Четвериков. Для этого депутаты предлагают приравнять пивоваров к производителям крепких напитков со всеми вытекающими отсюда последствиями. Например, им придется устанавливать счетчики для измерения выбраженного алкоголя. Исполнительный директор Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов пояснил "Ведомостям", что таких счетчиков "нет в природе".
Помимо этого депутаты предлагают повысить акцизы на пиво.
Согласно поправкам в Налоговый кодекс акциз на пиво с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта от 1,2% до 4,0% включительно составит 1 руб. за литр, от 4,01% до 8,6% включительно — 1,5 руб. за литр, более 8,6% — 5 руб. за литр. Сейчас пиво слабее 8,6% облагается акцизом в размере 1 руб. за литр, крепче — 3 руб. 30 коп. за литр.
Дело в том, что бурно растущая пивная отрасль не оправдала надежд аграриев на рост закупок отечественного ячменя и солода. Пивные компании предпочитают импортировать сырье. По словам Александра Четверикова (до избрания в Думу он возглавлял группу компаний "Агрохолдинг "), у авторов законопроекта уже есть предварительная договоренность с Минсельхозом о том, что примерно 10% вырученных от пивных налогов средств пойдут на поддержку отечественных сельхозпроизводителей.
"Успешных людей не любят", — говорит Мамонтов. По его мнению, не только рост пивной отрасли, но и широкая реклама пивных брэндов наталкивает чиновников и депутатов на мысли о "видимом благополучии" отрасли.
Впрочем, депутаты постарались сделать это благополучие менее явным, тщательно поработав и над поправками к закону "О рекламе". Например, эти поправки запрещают "демонстрировать процесс употребления напитка внутрь". Впрочем, рекламщиков эта статья не особенно пугает. Подобный запрет действует сейчас в отношении рекламы сигарет — их можно держать в руке, но нельзя прикуривать. "Если человек видит сигарету, он и так знает, что с ней делать. Вряд ли кто-то подумает, что это какой-нибудь микрочип, с помощью которого можно телепортироваться в иные миры", — говорит креативный директор московского офиса D'Arcy Михаил Кудашкин.
Другие требования к рекламе запрещают показывать распитие пива в общественных местах, создавать впечатление, что его употребление "имеет важное значение для достижения общественного, спортивного или иного личного успеха", а также утверждать, что пиво — одно из лучших средств утоления жажды. Реклама не должна сообщать, что пиво безвредно для организма и уж тем более — что полезно. Персонаж рекламы не должен быть одет современно и модно и не может демонстрировать свою причастность к "популярным направлениям в молодежном образе жизни" (что это за направления — не уточняется). Кстати, рекламная кампания "продвинутого" пива "Клинское" ориентирована именно на молодежную аудиторию, причем производители этого не скрывают. Наконец, в рекламе не должны быть задействованы общественные и политические деятели, актеры, а также похожие на них кукольные и рисованные персонажи. Не забыли депутаты и про "популярных исторических и сказочных персонажей", а также "героев эпических произведений". Им тоже хотят запретить рекламировать пиво.
Пивовары опасаются, что, если новые законопроекты будут приняты, большей части средних и малых компаний придется уйти с рынка. Как выразился Мамонтов, "зачехлить заводы". Между тем эти инициативы депутатов вовсе не выглядят "непроходными". Среди авторов законопроекта — шесть членов фракции "Регионы России" под руководством Олега Морозова, представители "Народного депутата", "Единства" и Агропромышленной депутатской группы. По словам Мамонтова, члены Союза российских пивоваров пытались встретиться с авторами законопроекта, но Олег Морозов отказал им, пообещав вместе обсудить проблемы на этапе первого чтения. Очевидно, что решающее слово в споре пивоваров с сельхозпроизводителями скажет правительство. Но оно еще не успело подготовить заключение на законопроекты.

Источник: Рынок продуктов питания