30.07.2001
Московские рестораны подались в регионы.
Cразу две известные московские сети — "Му-му" и "Якитория" — объявили о готовности продавать франчайзинговые пакеты предпринимателям из регионов. Раньше по такой схеме развивать бизнес в России осмеливались лишь предприятия фаст-фуда. Всего в Москве, по данным агентства ACNielsen, на июнь 2001 г. работало 700 ресторанов, а в 33 крупнейших городах страны — около 1000.
В сеть японских заведений "Якитория" входит шесть ресторанов в Москве — от 70 до 120 посадочных мест. Средняя стоимость счета — $16.
Сейчас в столице два ресторана "Му-му", однако в ближайшие пару лет должно открыться до 30 новых точек и собственный цех производства. В каждом "Му-му" — около 200 посадочных мест без учета летних площадок, средняя стоимость счета — $5.
Как объясняют в "Му-му" и "Якитории", решение о подготовке франчайзинговых пакетов спровоцировали предприниматели из регионов, которые последние несколько месяцев одолевали обе сети с предложениями о "совместном сотрудничестве". Первой согласилась "Якитория" — ресторан уже строится в Санкт-Петербурге. В "Му-му" пока регистрирует логотип и технологию.
В обеих сетях "Ведомостям" сообщили, что с помощью франчайзинга надеются освоить другие города. "Московский рынок мы будем развивать сами, а регионы отдадим франчайзи", — говорит совладелец "Якитории", просивший не называть его имени в печати. Такие же соображения и у гендиректора сети "Му-му" Игоря Слободинского.
В "Му-му" еще не рассчитали сумму первоначального взноса и роялти, а в "Якитории" стоимость франшизы предпочли вообще не называть. Обычно порядка 10% от общей суммы инвестиций выплачивается сразу и уже потом раз в месяц или в неделю перечисляется франчайзеру роялти — 5 — 6% от оборота.
"Якитория" и "Му-му" первыми из российских ресторанов отважились предложить свою концепцию, брэнд и технологию другим рестораторам. До сих пор на условиях франчайзинга в России открывались лишь иностранные заведения — такие, как Pizza Hut, KFC, TGIFridays, Subway, Sbarro, — и отечественные сети фаст-фуда. В 1998 г. "Росинтер" начал программу франчайзинга, и сейчас из 16 "Ростик'сов" лишь шесть принадлежат самой компании. По подобной схеме формировалась и сеть "Русского бистро".
При этом, по словам представителей ресторанных сетей, открывать ресторан гораздо выгоднее, чем заведение быстрого питания. Так, по оценкам "Росинтера", инвестиции в "Ростик'с" окупаются через 2 — 2,5 года. Вложения в "Му-му" должны вернуться спустя 1 — 1,5 года, а в "Якиторию" еще быстрее — через 7 — 8 месяцев.
Решения о развитии франчайзинга от российских сетей ресторанов ждали давно. По словам президента Российской ассоциации франчайзинга Александра Майлера, все самые известные сети в мире развиваются именно по этой схеме. "Ни одна корпорация не сможет контролировать крупные сети, и через пару лет число франчайзи в нашей стране будет измеряться десятками", — говорит он.
"Якитория" и "Му-му" — качественные заведения с хорошими концепциями, которые должны понравиться в регионах", — считает Сергей Чернов, директор службы "Ресторанный рейтинг ".

Источник: Рынок продуктов питания