30.07.2001
Европа опасается биотехнологий.
Европейская комиссия утвердила комплекс строгих правил, в соответствии с которыми на продуктах, произведенных из генетически модифицированного материала, должны быть этикетки, недвусмысленно информирующие об этом покупателя. Правила обязательны к выполнению в странах ЕС, несмотря на то что такая позиция может осложнить отношения с Соединенными Штатами. Этот шаг имеет целью восстановить доверие европейских потребителей к пищевой промышленности: люди хотят быть уверенными, что продукты, которые они покупают в магазинах, абсолютно безопасны. С другой стороны, введенные меры должны успокоить европейские правительства: мораторий на новые генетически измененные виды растений, который существует почти три года, теперь может быть отменен.
В то же время принятые меры уже напугали США и других торговых партнеров ЕС. Торговый представитель США Роберт Зеллик заявил, что предложения комиссии "выходят далеко за пределы защиты здоровья потребителей и на самом деле создают затрудняющие торговлю барьеры". Кроме того, Зеллик доказывает, что эти торговые барьеры ущемляют интересы развивающихся стран, мешая им использовать достижения биотехнологии и совершенствовать продукты питания. А значит, с одной стороны, будут создаваться дополнительные препятствия для снижения цен на продукты, а с другой — пищевая промышленность этих стран будет, как и прежде, делать ставку на использование пестицидов как средства повышения урожаев.
Канада и Аргентина также беспокоятся, что новая система маркировки товара отразится на их европейском экспорте. По их мнению, эта система вступает в противоречие с правилами ВТО.
Для того чтобы правила маркировки продукции заработали, необходимо, чтобы их приняли правительства стран, входящих в ЕС, и Европарламент. Эти правила представляют собой детально разработанную систему отслеживания генетически измененного материала на всем пути — от фермы до супермаркета.
Главное требование заключается в том, чтобы продукты, произведенные из генетически модифицированного материала, имели соответствующую маркировку, даже если в самом готовом продукте уже нет модифицированного ДНК или протеина. Маркировка не требуется, если содержание в продукте генетически измененного материала составляет менее 1%.
"Конечно, это потребует дополнительных расходов от производителей и торговцев, но здесь на карту поставлена наша способность завоевывать доверие покупателей", — считает Марго Уоллстром, представитель Еврокомиссии.

Источник: Рынок продуктов питания