29.08.2001
Московские розничные сети ревнуют городские власти к иностранцам.
Российские компании, занимающиеся розничной сетевой торговлей в Москве, придумали еще одно объединение. К двум созданным в этом году объединениям компаний-сетевиков — "Консорциум российских ритейлеров" и "Российский розничный альянс", — как стало известно газете "Время новостей", скоро добавится третье. Как назвать новую лоббистскую организацию, инициаторы объединения еще не решили. Но уже знают, что хотят завлечь в нее все 16 действующих в Москве сетей розничной торговли. Цель благая — побороться с чиновничьим засильем.
Как сообщил газете "Время новостей" президент Вадим Зуйков, руководители сетей розничной торговли провели предварительные консультации о создании очередного объединения для защиты интересов российских участников рынка.
Главная же проблема — непрозрачность рынка недвижимости в Москве. Есть и скрытое недовольство, как выразился руководитель одной из компаний, "исторически сложившейся любовью московского чиновничества к иностранным компаниям". Глава розничной сети "Копейка" Александр Самонов заявил: "По крайней мере мне неизвестно, как компания Metro cash & carry получает в Москве участки и объекты для своих оптовых магазинов". Его поддерживает пресс-секретарь "Перекрестка" Михаил Пановко: "О конкурсах на право аренды участка земли или объекта мы чаще всего узнаем не из официальных источников, а от журналистов".
Впрочем, до настоящей конкуренции с иностранными компаниями пока дело не дошло; как сказал г-н Зуйков, "магазинов любых форматов в столице просто не хватает". Вместе с тем он намекнул на то, что Москву может постичь судьба рынков розничной торговли в странах Восточной Европы, которые в первой половине 90-х без боя достались западным сетям.
По мнению Сергея Яшко из маркетинговой компании GfK Russia, "растущая инвестиционная привлекательность России скоро может ударить по своим же компаниям". Дело в том, что "западные компании, очевидно, выгодны власти не только как источник масштабных инвестиций, но и тем, что они законопослушны — применительно к иностранцам понятие "серый бизнес" даже теоретически невозможно".
Тем временем западные компании уверенно осваиваются в России. Елена Соловьева из Metro сказала, что в планах компании — не только открытие 1 ноября в Москве первых двух магазинов, но и экспансия в Северо-Западный регион России в 2003 году. На прошлой неделе в Чертанове открылся первый магазин под маркой голландской компании Spar, а на Рублевском шоссе заканчивается строительство первого магазина французской сети Auchan. По информации г-на Зуйкова, в Москве недавно побывали с ознакомительным визитом представители крупнейшей американской сети магазинов Wall Mart.

Источник: Рынок продуктов питания