05.09.2001
Мода на "быструю" и полезную пищу в последнее десятилетие стимулировала развитие рынка замороженных овощей и фруктов.
Тяжело пережившие дефолт иностранные компании постепенно выходят на докризисные показатели, а молодые российские фирмы завоевывают свою "недорогую" нишу. По прогнозам аналитиков, к 2002 г. потребление "заморозки" выйдет на уровень 1998 г. и составит около 1,5 кг на душу населения. На сегодняшний день из общего объема растительной продукции, употребляемой на Западе, на долю замороженной приходится около 17%.
Cамые большие объемы продаж "заморозки" приходятся на зимние и весенние месяцы, когда свежие овощи и фрукты стоят дорого, а витаминов в них практически нет. Существует мнение, что замороженные овощи и фрукты не особенно богаты полезными веществами, раз прошли обработку холодом. Однако специалисты отрасли утверждают обратное — в замороженных продуктах сохраняется гораздо больше витаминов и минеральных веществ, чем в консервированных и даже свежих, пролежавших в кладовых и хранилищах, поскольку считается, что воздух в отличие от холода действует на витамины губительно. При консервировании потеря биологической ценности продукта составляет более 40%, во время сушки овощи теряют около 70-80% витамина С, а в результате замораживания — лишь 20-30%. Считается, что это незначительная потеря. Основная проблема при замораживании состоит в том, что образующиеся кристаллы льда могут привести к разрыву клеточных оболочек. Это влечет за собой изменение первоначальной формы продукта при размораживании. Чтобы такого не произошло, производители замороженных овощей, фруктов и ягод используют метод "шоковой" заморозки.
Перспективный рынок
Лучше всего продаются замороженные овощи (66%), намного меньше — фрукты и ягоды (15%). Оставшиеся 19% приходятся на картофель-фри. В части монопродуктов потребители отдают предпочтение цветной капусте и стручковой фасоли. Популярные ранее овощные смеси и сегодня по-прежнему в чести. В настоящее время на мировом рынке существует тенденция к производству готовых замороженных блюд на основе овощей и мяса.
Западные компании не стремятся организовывать свое производство "заморозки" в России. Единственный реализованный иностранный проект был осуществлен корпорацией Nestle, наладившей производство овощных смесей и замороженной вишни под маркой "Вкус лета" на АО "Хладопродукт" (г. Тимашевск, Краснодарский край). Однако летом этого года швейцарская компания заявила о прекращении производства. По предположению Романа Сидорчука, исполнительного директора компании "Милагро-М", занимающейся маркетинговыми исследованиями, "Nestle не смогла противостоять конкуренции польских производителей, с одной стороны, и, с другой стороны, организовать планомерный выпуск продукции, основываясь только на российском сырье".

Источник: Рынок продуктов питания