11.09.2001
Крошка "Птаха" между ног.
В субботу в Политехническом музее открылась выставка "Машина для верховой езды", посвященная раритетным мотоциклам и мотоколяскам. Целый месяц москвичи смогут наслаждаться уникальными экспонатами, при виде которых, как утверждают организаторы, "просто хочется плакать".
Рыдать, впрочем, долго все равно не придется. Настоящих раритетов в экспозиции всего девять - а остальное пространство занимают довольно занимательные, но, в общем, вполне ординарные современные произведения мотоискусства. Хотя посмотреть при желании можно и на них - особенно в сопровождении экскурсовода, который захлебывается от волнения и чувства благодарности к дилерам-меценатам. Дилеры, по его словам, "рискуя деньгами, жизнью и здоровьем" помогают неблагодарным массам обзаводиться двухколесными друзьями и внедряют в общественное сознание элитную мотокультуру ковровского и ижевского заводов. Один из рискующих, кстати, присутствовал на открытии выставки - глядя на него начинаешь в полной мере понимать, что риск - это весьма благородное и уж, по крайней мере, доходное дело. Но это уже другой вопрос.
Вход в первый зал красочно оформлен большим портретом Готтлиба Даймлера вместе с его "повозкой для верховой езды", которая считается прародителем современного мотоцикла. Сам Даймлер, кстати, от мотоциклов не фанател, занимаясь все больше небезызвестными автомобилями, а "повозку" придумал походя - чтобы опробовать свежеизобретенный двигатель. Интересно, что его очень неуклюжий мотоцикл 1885 года с деревянной рамой, железными "шинами" на деревянных колесах стал первой конструкцией, где двигатель размещался вертикально между колесами, где была ременная передача, а также управление сцеплением посредством вращающейся рукоятки на руле. Рядом с портретом расположены еще два детища того же времени - трицикл фирмы "Кудель", отмеченный на берлинской выставке 1899 года золотой медалью, приобретенный позднее Николаем II, а также мотоцикл "Россия", изготовление которого в 1901 году освоили на рижской велосипедной фабрике А. Лейтнера. На этом история трехколесников заканчивается. Крайне интересный экземпляр - английский двухколесник Humber, стильный мопед с позолоченными вставками. На нем, утверждают специалисты, в свое время рассекало чуть ли не пол-Англии, а сейчас такие машины на вес золота, даром что большая их часть уже давно сгнила на свалках.
После архаичных "дедушек" экспозиция приходит к советским мотоциклам 30-60 годов двадцатого столетия. Здесь экскурсовод любит зарядить пятиминутную лекцию на тему "борьба с империализмом в крайних ее проявлениях", но, честно говоря, к мотоциклам это относится мало. А вот разнообразные советские "элки", "ижи" и "ковровцы" вполне ничего. Самый концептуальный в этом разделе - опытный образец мотоцикла РД-660 с роторно-поршневым двигателем конструкции Ванкеля, выпущенный ВНИИМотопром в Серпухове. Ванкель был непростой товарищ - а соответственно, и мотоцикл с движком его имени получился просто убойным. На таком, утверждают организаторы выставки, в то время можно было потягаться с самыми современными иностранными гоночными машинами - но до конвейера, как водится, дело не дошло. Интересный стенд у мотоцикла М-72, прямого наследника немецкого Р-71 - на этом мотоцикле всю войну, а даже и чуть позже ездила вся Красная армия. Кстати, в Политехе представлен и еще один военный мотоцикл - подольский ПМЗ-А-750. Тот самый, на котором любят ездить красные комиссары в фильмах про тридцатые годы, подобие которого Тимур без своей команды выкрал из гаража для того, чтобы спасти подружку.
В этом же зале установлен первый ИЖ-"Юпитер" - мечта любого советского подростка-лоботряса. К нему бы на пару еще и красную "Яву"... но вот ее как раз организаторы и не нашли. Продолжая спортивно-рокерскую тематику, можно обратить внимание на уникальный советский гоночный автомобиль. Глядя на него, никогда не подумаешь, что эта конструкция может двигаться - больше всего С-565 напоминает бревно с сучками и лобовым стеклом. Только позже, приглядевшись, понимаешь, как этим чудом природы можно управлять, а еще позже - что автомобиль просто хорош. На этой машине, кстати, выступал многократный чемпион СССР Севостьянов.
В зале с современной техникой, если не считать классического "Харлея", было два достаточно интересных экспоната. Первый, русский чоппер "Волк", по всей видимости, представляет собой попытку удовлетворить запросы тех байкеров, которые, не найдя денег на нормальную машину, отпиливали у "Уралов" коляску и с жутким грохотом рассекали по проселочным направлениям. Впрочем, стоит отметить, римейк получился вполне даже сносным - а явная слизанность с "давидсоновской" тематики его только украшает. Второй - это мини-мокик ковровского завода под интригующим названием "Птаха". Мопед имеет объем двигателя 36 куб. см и сделан скорее для детей, переросших свои трехколесные велосипеды, чем для нормальных мопедистов. Цена соответствующая - $150, и ковровское чудо ваше. Интересно, что при всей своей несуразности мопед, утверждают изготовители, пользуется устойчивым и постоянным спросом. Вот уж действительно, умом Россию не понять. Остальные современные творения отечественного мотопрома особого интереса не представляют - квадроцикл "Рысь", трицикл "Фермер" и прочие "Совы", "Курьеры" и "Урал-соло" оригинально только называются.
В целом, выставка "машин для верховой езды", что называется, не Копенгаген. Посмотреть здесь есть на что, но размеры экспозиции, к сожалению, большого впечатления не производят. Уж мотоциклетную-то тему можно было развернуть и пошире. С другой стороны, в Политех стоит сходить хотя бы потому, что он есть - родной наш Пылетехнический, то есть музей технической пыли, как зовут его московские школьники, которых сюда водят толпами.

Источник: Свежие новости от АвтоОБЗОРа