17.09.2001
Алкоголь скоро можно будет рекламировать.
Правительство одобрило вчера законопроект о госрегулировании алкогольного рынка. Решено усилить госконтроль над алкогольной отраслью, одновременно разрешив ее рекламу на улицах и в печатных СМИ. Производителей такой подход радует.
Разработчики проекта изменений в закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" — МЭРТ, МНС и Минсельхоз — считают главной задачей усиление роли государства в контроле над алкогольным бизнесом, вытеснение теневого сектора и увеличение поступлений в казну. Как заявил глава Минсельхоза Алексей Гордеев, правительство будет квотировать производство, использование и закупку алкоголя, причем этот механизм будет регулироваться правительственными постановлениями. Также предполагается ограничить создание на заводах новых мощностей по производству спирта и алкоголя (они и сейчас, по словам г-на Гордеева, загружены только на 28%).
Одним из инициаторов изменений алкогольной политики было МВД. Еще в конце 2000 года руководство Главного правового управления МВД заявило, что считает необходимым если уж не ввести монополию в отрасли, то хотя бы серьезно изменить закон "О госрегулировании...". Милиционеры просили строже регулировать оборот спиртосодержащей продукции. Вчера МВД представило в правительство свои данные о ситуации на алкогольном рынке. С начала этого года Служба криминальной милиции выявила 300 тысяч нарушений, связанных с незаконным оборотом спиртного, возбудила почти 6 тыс. уголовных дел (в том числе против 30 преступных группировок, занимавшихся теневым алкогольным бизнесом), закрыла 1100 подпольных цехов. За этот период ГУБЭП изъяло 223 тыс. декалитров (дал) этилового спирта и более 1 млн дал готовой алкогольной продукции.
"В первый момент рынок испытает шок: серые и черные производители не ожидали столь жестких мер, — говорит представитель крупного подмосковного производителя. — Впервые государственные интересы в нашей отрасли возобладали над частными интересами отдельных лиц".
Если закон пройдет через Госдуму, региональные марки, из-за которых до хрипоты спорили производители, будут легализованы. Весной, при принятии Налогового кодекса, депутаты не одобрили существование региональных марок, и с 10 сентября они оказались вне закона. Законопроект восстанавливает старый порядок.
Производителям этилового спирта необходимо будет помимо существующих квот и лицензий получать еще и специальное разрешение. Винзаводам не придется больше использовать счетчики содержания спирта в вине, обязательными останутся только счетчики объема производимой продукции. "Спецразрешения не вполне рыночная вещь, — говорит глава Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин. — Реально наибольшее количество спирта производят заводы, находящиеся в управлении "Росспиртпрома", к тому же существуют еще механизмы квотирования и лицензирования".
Подумали разработчики проекта и о таре для алкоголя. Теперь его можно разливать только в бутылки десяти стандартных объемов от 50 мл до 1,75 л. Под запрет попадает, например, популярная у региональных производителей упаковка 0,48 л и водка "Смирновъ", которую разливают в нестандартные бутылки по 0,61 л.
"Мы в принципе поддерживаем стандартизацию тары, — заявил газете "Время новостей" глава Русской винно-водочной компании Артур Перепелкин, — но возникает масса вопросов, например о сувенирной продукции. Наша компания выпускает водку в бутылке объемом 3,75 литра. Что с ней будет, непонятно".
"В целом предложения неоднозначны, — говорит глава "Союзплодимпорта" Андрей Скурихин. — Вызывает сомнение ограничение создания новых мощностей. К тому же пункт о таре выбивает с рынка участников с оригинальной упаковкой".
Самое значимое для рынка решение авторов законопроекта относится к рекламе крепких напитков. Реклама алкоголя будет подпадать только под закон о рекламе, а не "О госрегулировании...", как это было с 1995 года. Если законопроект останется неизменным, будет разрешена наружная и печатная реклама алкоголя.
Рекламщиков возможное расширение сферы деятельности радует. "Когда принимался этот закон, рекламное сообщество было удивлено, — рассказал газете "Время новостей" директор по стратегическому менеджменту "Группы ИМА" Вячеслав Черняховский. — Закон не был согласован с законом о рекламе. Теперь рекламное сообщество с удовольствием примет новость о том, что реклама будет регулироваться только одним законом".
"Конечно, мы положительно оцениваем инициативу о рекламе, — говорит г-н Перепелкин. — Все начинают понимать, что отрасль приносит доход и имеет право рекламировать свою продукцию. Но мы не уверены, что в регионах это будет принято и понято правильно. Скорее всего препятствия будут серьезные".

Источник: Рынок продуктов питания