09.10.2001
Традиционные для России армянские, грузинские и прочие бренди сдали свои позиции западным конкурентам.
Традиционные для России армянские, грузинские и прочие бренди сдали свои позиции западным конкурентам практически без боя — тем не понадобилось никаких усилий, чтобы заполучить свою долю рынка. А ведь в советские времена они на этом рынке лишь присутствовали.
И все же в перспективе можно ожидать пересмотра рынка, по крайней мере, в нижнем и среднем сегменте. Потребитель пока еще верит, что бывшие "наши" умеют делать коньяк, а маневрировать ценами они могут гораздо более широко. Издержки репутации коньяков из России и стран СНГ, связанные со шквалом подделок в начале 90-х, сейчас, с наведением относительного порядка в рознице, уже не столь актуальны. Впрочем, финансовый директор завода "Самтрест" Олег Урбанович считает, что и сегодня любой может привезти с Кавказа коньячный спирт в канистрах, разлить в бутылки и продать через ларьки. Но и то, скорей всего это будет качественный напиток, поскольку травить покупателей торговля не захочет.
В то же время часть потребителей пала жертвой собственной склонности к цивилизации и мировым стандартом. Долгое время французские виноделы убеждали весь мир, что коньяк может делаться только в Коньяке и его окрестностях. Все остальное — бренди, как бы его не готовили и каким бы вкусом оно не обладало. По советским (российским) же ГОСТам, "бренди" называется напиток с содержанием (кроме воды) коньячных спиртов не менее 25%, тогда как в "коньяке", по тому же ГОСТу, их должно быть не менее 80%. То есть "бренди" по своим кондициям гораздо ближе к водке, хоть и похож на коньяк и продается в похожей бутылке.
Когда на отечественных прилавках стали появляться бренди давно известных заводов России и ближнего зарубежья, многие подумали, что так, "по-цивилизованному", теперь называются коньяки. Однако, выяснилось, что этим "коньякам" до французских далеко. Так "наши" виноделы сами себе еще раз испортили репутацию. "Мы хотим присутствовать на рынке недорогих напитков и будем выпускать бренди, — говорит финансовый директор "Самтреста" — но состав на контрэтикетке указываем обязательно, нам репутация дороже".
По мнению специалистов "Самтреста", любой алкоголь, произведенный в России легально, является качественным. "Я не знаю, как какой-нибудь завод умудряется делать "Киндзмараули" по 50 рублей — может, у них виноград свой, бесплатный. Но если это продается в нормальном магазине, это не может быть плохим вином, — продолжает Урбанович. — Ведь для того, чтобы произвести то же "Саперави" или коньяк "Хазар", мне нужно получить не только лицензию у владельца марки, но и разрешение у Министерства по налогам и сборам. И у меня должен быть документ, удостоверяющий это. Соответственно, вся используемая рецептура обычно определялась еще ГОСТами, в которых указываются достаточно жесткие условия. Другое дело — всякие современные технические условия, в которых оговаривается лишь отсутствие вреда для здоровья".
Остаются лишь две проблемы: рекламный бюджет и нехватка собственного сырья. И если с первым пока не все ясно, то последнее на успех брэнда, за исключением коллекционных напитков, влияет не сильно. Исследования показывают, что потребители напитков стоимостью до 40-50 долларов за бутылку все же больше интересуются качеством и богатством вкуса, чем умозрительными достоинствами типа места происхождения. Например, ставшая популярной в последнее время в России марка коньяков "Бастион" (компания "РВВК") разливается из французских спиртов. По словам Олега Урбановича, и "Самтрест" в ближайшее время планирует перейти с азербайджанских спиртов на французские. "Вообще-то, нам бы следовало работать на грузинском материале, но его нет. Крестьяне просят по 2 доллара за килограмм винограда промышленных сортов при том, что уже готовый качественный виноматериал из Франции стоит 50 центов за литр. Местные виноделы на Кавказе либо простаивают и закрываются, либо переходят на импортное сырье, — рассказывает Урбанович. — Азербайджанские спирты не хуже французских, но их тоже осталось мало. В прошлом году лишь один завод в Азербайджане заложил новые спирты. Скоро по-настоящему кавказских коньяков почти не останется. Молдавия тоже экспортирует вина больше, чем производит винограда. Возможно, нам удастся договориться с Грузией. Но пока с французами и румынами работать удобнее".
Разумеется, на том же "Самтресте" прекрасно понимают, что даже при относительно равном качестве, кондициях и дизайне упаковки, их продукция не сможет прямо конкурировать с такими брэндами, как Otard и Hennessy. Однако вполне можно потеснить коньяки младших категорий VS и Napoleon равными по цене, но чуть не вдвое старшими КВ и КВВК. Раньше этому мешала неказистая упаковка. Новые, хрустальные бутылки для "рывка" на новые позиции уже заказаны, и сейчас "Самтрест" ждет Нового года, чтобы розница могла распродать остатки "старых" коньяков в дешевых бутылках.

Источник: Рынок продуктов питания