11.10.2001
Вьетнамские сомы могут спровоцировать торговую войну между Штатами и Вьетнамом.
Предупредительная надпись в одном из южных штатов США гласит: никогда не надевай шлепанцев, когда идешь на рыбозавод. На Farm Fresh Catfish, заводе по переработке сома, расположенном в дельте реки Арканзас, окровавленные части рыб плавают в лужах на полу. Мужчинам в шапочках, отправляющим сомов в разделочные автоматы, эта работа приносит хороший заработок: $8 в час в одном из самых бедных регионов Америки. Теперь они говорят, что работу у них "крадет" дешевая импортная рыба из Вьетнама.
Деликатес южных штатов США — сом — пользуется все большей популярностью и у американцев из других регионов. Согласно недавнему опросу эта рыба занимает третье место по популярности среди даров моря, ее опережают только креветки и омары. Каждый год в Америке продают 600 млн фунтов (272 млн кг) сома на сумму $500 млн. В самих США эта рыба водится практически только в четырех штатах: Луизиане, Миссисипи, Алабаме и Арканзасе.
В прошлом году около 7 млн фунтов сома было импортировано из Вьетнама (для сравнения: в 1999 г. — 2 млн фунтов, в 1998 г. — 575 000 фунтов). Несмотря на то что доля вьетнамцев на рынке невелика, фермеры обвиняют их в падении цен, которые в прошлом году снизились с 80 до 60 центов за фунт.
Фермеры южных штатов утверждают, что они работают в более сложных условиях, чем их азиатские конкуренты. Американские фермеры выращивают сомов в прудах с глиняным дном, наполняемых очищенной водой, которая доставляется насосами из подземных родников. Обычно пруд занимает 10-20 акров (40-80 га) и имеет глубину пять футов. Все пруды в США проверяются Министерством торговли и должны соответствовать стандартам Института сома (Catfish Institute), организации не менее серьезной, чем ее название.
У вьетнамских сомов (по-вьетнамски: "баса" или "тра") такого института нет. Во Вьетнаме рыбу выращивают в клетках, погруженных в мутные воды реки Меконг. Во всяком случае, такими сведениями располагает конгрессмен-демократ от штата Арканзас Марион Берри. Посетив в этом году Вьетнам, конгрессмен пришел в ужас от тамошних условий и прозрачно намекнул на возможность заражения рыбы токсинами, которые попали в Меконг во время войны во Вьетнаме.
Берри — лишь один из тех, кто поддерживает законопроект Конгресса, согласно которому всю рыбу, продаваемую потребителям в США, необходимо снабжать этикетками с информацией о стране происхождения. Вьетнамцев обвиняют в том, что они используют этикетки, содержащие такие слова, как, например, Cajun (это означает, что рыба выращена в штате Луизиана). В июле Министерство рыбной промышленности Вьетнама объявило о введении новых правил, обязывающих экспортеров снабжать свои товары этикеткой "Производство Вьетнама" или "Сделано во Вьетнаме", однако о слове Cajun в этих правилах ничего не говорится. На этой неделе Конгресс утвердил законопроект, нормализующий торговые отношения с Вьетнамом. Тем не менее несколько сенаторов от южных штатов во главе с Бланш Линкольн из Арканзаса вынесли на рассмотрение законопроект о введении этикеток, уточняющих определение "сом", — ни о каких там "баса" и "тра" речи вообще быть не может (эти разновидности рыб из семейства сомовых, по мнению сенаторов, с научной точки зрения так же сильно отличаются от сома, как корова от яка). Речь идет также о возбуждении антидемпингового расследования в связи с тем, что фунт вьетнамской рыбы зачастую стоит намного дешевле, чем фунт ее американского конкурента.
Шансы введения этикеток с более точной информацией невелики. Кстати, во многих дискуссиях по поводу маркировки товаров — например, как в случае с генетически измененными продуктами в Европе, — США придерживаются противоположной точки зрения, осуждая попытки указывать на этикетках более детальную информацию как протекционизм. Но южан это не смущает. Они намерены начать продажу своей рыбы, снабдив отечественный деликатес огромным красно-бело-синим лейблом "Сделано в Америке".

Источник: Рынок продуктов питания