22.10.2001
"Самсон" может расстаться с именем.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - Пока Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО) пытается отсудить у Московского индустриального банка активы петербургского мясокомбината "Самсон", менеджеры МИБа начали возрождать популярную торговую марку этого предприятия. Может так получиться, что чиновники, вернув заводу его производственные мощности, навсегда потеряют брэнд.
В советское время Первый мясокомбинат им. Кирова, позже преобразованный в ОАО "Самсон", выпускал до 240 т мясопродуктов в сутки, в 90-е гг. его мощность составляла 100 т в сутки. До 1999 г. он оставался крупнейшим мясоперерабатывающим предприятием. В 1999 г. 12% акций комбината приобрел Московский индустриальный банк, который реструктурировал предприятие и вывел активы в семь дочерних компаний. 25 июля 2000 г. по инициативе ТУ ФСФО началась процедура банкротства. Крупнейшие кредиторы - Московский международный банк ($4 млн) , Gausepohl Fleisch GmbH ($2,6 млн) и таможня ($6 млн). Общая кредиторская задолженность - около 550 млн руб.
С конца 2000 г. ФСФО пытается через суды отобрать активы "Самсона" у МИБа и вернуть их в головную компанию, чтобы затем продать завод, выручив от этого $10 - 15 млн. Внешнее управление заканчивается 27 декабря, если к этому моменту спор не завершится, на "Самсоне" будет введено конкурсное управление.
Тем временем МИБ, который контролирует дочерние компании "Самсона", запустил производство. По данным ФСФО, объем выпуска составляет не более 1 т в сутки. Эти мясопродукты продаются через фирменную сеть торгового дома "Самсон", в которую входит шесть магазинов. При этом используются не только мощности, но и торговая марка "Самсон".
При подсчете стоимости бизнеса ФСФО не учитывала такой актив, как брэнд. "Нам бы сейчас разобраться с имуществом, а уж потом руки дойдут до торговой марки, - говорит Александр Утевский, руководитель территориального управления ФСФО по Северо-Западу. - Этот вопрос будет решаться перед продажей, когда понадобится окончательная лакировочка". Любопытно, что опрошенные "Ведомостями" стороны конфликта не смогли даже точно сказать, за каким юридическим лицом сейчас закреплено право на использование торговой марки "Самсон".
В то же время эксперты считают, что ФСФО слишком легкомысленно относится к такому активу, как раскрученный товарный знак. По данным исследовательской компании "ТОЙ-Опинион", в 1999 г. узнаваемость торговой марки "Самсон" в Петербурге составляла 90%. Виктор Станковский, директор компании "Городисский и партнеры" в Петербурге, считает, что сейчас марка "Самсон" может стоить $1 - 2 млн.
Участники рынка уже давно предрекали, что марка, брошенная из-за банкротства, не останется бесхозной. "Достоинством "Самсона" в глазах петербуржцев является то, что это местная (в противовес московским) марка, - говорит Михаил Подушко, представитель компании "КОМКОН-СПб". - Высокая лояльность потребителей к этой марке подкрепляется также существованием сети фирменных магазинов "Самсон", где продавалась продукция, производимая и другими петербургскими предприятиями".

Источник: Ведомости