23.10.2001
В потреблении кофе в Санкт-Петербурге наступает новая эпоха.
В Петербурге по российским меркам очень старая культура кофепития. Многие еще помнят кафе "Сайгон", "Диссидент-Холл", "Пицца-Хат" — фаворитов 80-х и 90-х годов. Несмотря на то что чашка кофе, например, в "Пицца-Хат" стоила полтора доллара, кофеманы шли туда из офисов, расположенных за несколько кварталов. Кроме того, большой популярностью пользуются кондитерские, где посредственный кофе является сопутствующим товаром к фирменному пирожному. Одной из причин популярности кофе является нехватка мест, где можно просто поесть. Поэтому многие вместо обеда пьют кофе с пирожным.
Сейчас в потреблении кофе наступает новая эпоха, из единичных кофеен на четыре-пять столиков вырастают сети. Две крупнейшие — "Идеальная чашка" (восемь кафе) и Republic of Coffee (четыре). У них разные концепции. "Идеальная чашка" стремится предложить покупателям "место для проведения времени". Для этого оборудуются просторные залы (в среднем на 80 мест), интерьер которых выдержан в современном техностиле, есть отдельные помещения для курящих и некурящих. Republic of Coffee, наоборот, следует концепции фаст-фуда.
Оборот кофейни в Петербурге в несколько раз меньше, чем в Москве. Если столичная кофейня приносит в день около тысячи долларов выручки, то в Питере такой оборот имеет целая сеть, например та же "Идеальная чашка". Это связано с тем, что цены там намного ниже московских: "эспрессо" в "Идеальной чашке" стоит 19 рублей, а средний чек покупателя составляет 50 рублей. В других кофейнях средняя цена кофе не превышает доллара за чашку.
Помещение для кафе в Петербурге предпочитают покупать, а не арендовать. Стоимость одного квадратного метра в центре города примерно равна стоимости аренды в центре Москвы и составляет около двух тысяч долларов. Правда, помещений этих не хватает, поэтому цены имеют тенденцию к повышению. Ориентировочная стоимость открытия одного кафе — 200 тыс. долларов.
По мнению Анны Матвеевой, гендиректора сети "Идеальная чашка", в кофейном бизнесе очень велика роль человеческого фактора: "Этот фактор есть везде, даже в 'Макдоналдсе'. Результат варки кофе зависит и от настроения оператора, и от погоды (влажности воздуха), от настройки кофемолки и от силы нажатия в ручном прессе. Специалист должен уметь все это контролировать. Бариста обучается и стажируется три-пять месяцев".

Источник: Рынок продуктов питания