06.11.2001
Российское вино начали разливать в упаковку Tetra Pak.
В октябре ЗАО "Детчинский завод" Калужской обл., входящий в тройку лидеров среди российских винодельческих заводов, начал розлив своей продукции в упаковку Tetra Pak емкостью 1 л. В настоящий момент розлив в картонную упаковку осуществляется на линии Tetra Brik aseptic-3, приобретение которой обошлось предприятию в сумму около 600 тыс. долл. Производственная мощность линии позволит вырабатывать до 1,5 млн л пакетированного вина в месяц. Как утверждают в Tetra Pak, на сегодняшний день в Испании, Италии, Португалии, Чили, Германии и др. странах доли столовых вин для ежедневного употребления в картонной упаковке очень значительны и составляют от 20 до 60%. Очевидно, что вполне цивилизованным теперь считается розлив вина в картонную упаковку в странах, где культура потребления солнечного напитка является неотъемлемой частью вековых традиций. Таким образом, как считает менеджер по корпоративным коммуникациям компании Tetra Pak Сергей Лепнухов, через некоторое время вина в упаковке Tetra Pak смогут значительно потеснить аналогичную продукцию в традиционной стеклянной таре. По словам генерального директора ЗАО "Детчинский завод" Валерия Логинова, вино в упаковке Tetra Pak будет занимать 30% в структуре производства завода уже в 2002 г. Что примечательно, опыт "Детчинского завода" по внедрению упаковки Tetra Pak для вина не единственный в стране. Линию Tetra Pak установил у себя также и винодельческий завод "Фанагория" в Краснодарском крае, где уже начат выпуск вина в порционной упаковке емкостью 0,2 л "для индивидуального использования". При этом, как отметил ведущий специалист по маркетингу и связям со СМИ завода Владимир Пукиш, в упаковку Tetra Pak принципиально будет разливаться коллекция вин, предназначенных для санаторно-курортных учреждений в качестве элемента энотерапии, т.е. винолечения.
В свою очередь, Валерий Логинов привел перечень исследованных Детчинским заводом свойств упаковки Tetra Pak, которые серьезно перевесили чашу весов в сторону преимуществ такой упаковки против стереотипа потребителей ставить на стол "бутыль".

Формула продвижения

Нельзя сказать, что у калужского предприятия изначально не было сомнений относительно того, как региональные дистрибьюторы воспримут новую упаковку. Сегодня руководство завода, который является одним из лидеров российского виноделия и "знает толк в вине", может привести длинный перечень преимуществ розлива вина в упаковку Tetra Brik Aseptic. Как сообщил на встрече с журналистами в Детчино Калужской обл. генеральный директор Детчинского завода Валерий Логинов, упаковка Tetra Brik Aseptic позволит предложить конечным потребителям существенную экономию — до 40%. В. Логинов отмечает, что конечная цена столового вина в пакете емкостью 1 л не будет превышать 70 руб., при этом покупателям будет четко продемонстрировано, что за ту же цену они смогут купить столовое вино в стандартной бутылке, емкость которой, как известно, не превышает 0,7 л. Согласитесь, убедительно. На этом доводе даже будет построена рекламная компания пакетированного вина от Детчинского завода. В местах продажи вина покупатели вскоре увидят панели, на которых будет выведена формула удовольствия: "0,7+0,3=1". Одним из факторов риска для вина, как известно, является свет. Именно поэтому производители предпочитают использовать бутылку из темного стекла. Что же касается упаковки Tetra Brik Aseptic, то наличие дополнительного слоя фольги в упаковочном материале полностью исключает попадание света в продукт. Кроме того, вино в стеклянной таре (это физика) лопается при температуре окружающей среды ниже 12 градусов. Понятно, что с вином в бумажной упаковке такого не произойдет. Сами представители Tetra Pak добавили, что ряд испытаний, проведенных в исследовательском центре компании в Штутгарте (Германия), показали, что из пакета TBA вино улетучивается в целом меньше, чем из бутылки, а значит, лучше сохраняются микрофлора и летучие ароматические вещества, что положительно сказывается на качестве продукции. Вино в картонной упаковке практически соответствует весу содержимого, а стеклянная бутылка тяжела сама по себе; картон более устойчив к механическим повреждениям, чем стекло; пакеты с вином в форме кирпича удобно брать в поездки.
Но наверное, наиболее существенным аргументом, говорящим в пользу упаковки Tetra Brik Aseptic, является то, что ее практически невозможно подделать, что в условиях российского алкогольного рынка очень актуально.

В перспективе

В. Логинов сообщил, что сейчас в упаковку Tetra Pak будет разливаться вино "Виноградная долина", а на следующем этапе широко известное в России уже более 30 лет вино "Монастырская изба". Детчинский завод обладает эксклюзивными правами на выпуск данной марки в России. Возможно, что с 2002 г. предприятие также начнет выпускать новую марку слабоалкогольных коктейлей. Рассчитанные на молодежную аудиторию, они будут произведены на основе натуральных виноградного и яблочного соков с пониженным содержанием алкоголя (от 2,2% до 7,7%). В. Логинов отмечает, что в индивидуальной (порционной) упаковке Tetra Pak Детчинским заводом в 2002 г. могут быть выпущены не только слабоалкогольные напитки, но и вино. В 2002 г. калужский производитель выработает около 8 млн л натурального вина. При этом прирост оборота Детчинского завода за счет введения производства пакетированного вина составит около 300 млн руб. Сегодня там производится продукции на 780 млн руб.
Понятно, что о конкуренции на рынке пакетированного вина в России на сегодня говорить не приходится. Однако, по данным маркетинговой компании "Бизнес-Аналитика", в шести крупнейших городах России из "нетрадиционных" упаковок сейчас среди лидеров распространена трехлитровая bag-in-box (мешок из фольги в картонной коробке) "с кранчиком". Она занимает около 0,6% рынка вина, объем которого оценивается в нашей стране примерно в 40 млн дал. На Детчинском заводе учли и нишу "крупных" упаковок, однако пошли дальше, предложив потребителям кейсы, состоящие из трехлитровых упаковок вина разного сорта. Цена такого кейса в розничной торговле составит 180 руб. (вследствие скидки за "мелкий опт").

Анфас и профиль

Компания Tetra Pak, являющаяся крупнейшей промышленной группой концерна Tetra Laval, была основана в начале 50-х (первоначально она называлась Akerlund & Rausing), а в 1950 г. обрела свое современное название Tetra Pak, которое вскоре стало синонимом передовой технологии и коммерческого успеха в сфере переработки и упаковки продуктов питания. Владельцы компании Tetra Laval братья Гад и Ганс являются богатейшими людьми Европы. Местом размещения штаб-квартиры своей компании они избрали Пюлли, хотя сами живут в Монтре. Tetra Pak уже четверть века (с 1959 г.) поставляет в Россию оборудование по розливу соков, молока и молочных продуктов. На сегодня заказчиками "Тетра Пак А\О" являются более 170 предприятий пищевой промышленности в России и Белоруссии. Объем продаж в 2000 г. составил 2118 млн упаковок. В 1991 г. компания расширила спектр поставляемого оборудования за счет машин по переработке жидких продуктов питания, производству сыра, а также начала предоставлять услуги по проектированию производственных линий.
ЗАО "Детчинский завод" (Калужская обл.) было основано Облпотребсоюзом Калужской обл. в 1975 г. как предприятие по производству пива и безалкогольных напитков. Натуральные виноградные вина завод выпускает с 1997 г. Сейчас завод осуществляет как розлив западных марок вин (в частности, Токайские вина), так и производит вина собственных ("Петербургские тайны", "Виноградная долина") и лицензионных марок ("Монастырская изба") и др. С ноября 2001 г. завод запустит "Винокуренный завод", вложения в строительство которого составили 1 млн долл. С вводом нового предприятия объем производства "Детчинского завода" составит более 2,5 млн дал в год вина и винной продукции.

Источник: Рынок продуктов питания