19.11.2001
При помощи сверхмощных компьютеров удалось смоделировать рождение первых звезд во Вселенной.
При помощи суперкомпьютера ученым удалось получить лучшую, чем когда-либо прежде, модель рождения первых звезд во Вселенной.
Звезды, по-видимому, возникли из облаков водорода, гелия и загадочной "темной материи", образовавшейся после Большого Взрыва.
Новая трехмерная модель динамики этих облаков показывает, что объекты возникали благодаря очень незначительным изменениям в скоплениях газов. По мере того, как объект собирался в единое целое, водород остывал и образовывал плотные, холодные облака, в центре которых и возникали звезды.
Согласно выводам статьи, опубликованной в журнале Science, самая первая звезда возникла в результате гравитационного коллапса облака водорода и гелия, по массе приблизительно в 100 раз превышавшей массу нашего Солнца.
По словам Майкла Нормана, профессора физики в Калифорнийском Университете (США), одним из важнейших последствий формирования звезд стало возникновение атомов все более тяжелых химических элементов в процессе ядерного синтеза. По-видимому, звезды "выковывали" их из более легких элементов: ученые полагают, что многие поколения звезд перерабатывали остатки предыдущих, а затем, в результате взрывов рассеивали новообразовавшиеся элементы в пространстве. Так постепенно возникали те химические элементы, которые можно наблюдать в настоящее время. По оценкам ученых, процессы синтеза, высвобождения и рассеивания продолжались около миллиарда лет после Большого Взрыва, и основную роль в этом играли сверхновые - взрывы массивных звезд с коротким сроком жизни, которые синтезировали новые элементы.
Астрономы согласны в том, что первое поколение космическими образований формировали в итоге массивные звезды, однако единства по поводу природы этих объектов нет.
В качестве таковых предлагались шарообразные звездные скопления, сверхмассивные черные дыры и небесные тела, размером с Юпитер. Эволюция крупного небесного тела во многом зависит от того, как именно формировались самые первые космические образования.
Модель, которую удалось получить, свидетельствует о том, что звезды, в которых не было металлов, были очень массивны, и образовывались в полном одиночестве.