22.11.2001
Институт независимого коммуникационного анализа выявил лидеров российской деловой прессы.

21 ноября, в 17 часов, на заседании Финансового пресс-клуба директор Института независимого коммуникационного анализа (INCA), президент Российской ассоциации по связям с общественностью Сергей Беленков представит доклад «Влияние, независимость, профессионализм: тенденции рынка деловой прессы в 2000-2001 годах», подготовленный к 300-летию российской прессы.

В основу доклада легли результаты масштабного исследования, которое проводилось в августе – октябре 2001 года с привлечением ведущих отечественных экспертов и аналитиков в области массовых коммуникаций.

Этот доклад – первый из серии аналитических продуктов INCA, посвященных актуальным проблемам массовых коммуникаций. Выпуск серии планируется в 2001-2003 году.

Как говорится в докладе, накопленный ранее опыт исследований средств массовой информации был недостаточен и несопоставим с той ролью, которую пресса играет в деловой и политической жизни страны сегодня. Методы анализа, применяемые в подобных исследованиях, имеют известные ограничения, при этом внимание, как правило, уделяется изучению читательской аудитории, сопоставлению тиражей изданий, анализу емкости рекламного рынка и т.п. Для исследования содержания изданий используются качественные исследования, в том числе и экспертные опросы. Но они проводятся эпизодически и служат для решения сугубо прикладных задач, их результаты носят в основном закрытый характер, а опыт остается необобщенным. В итоге и потребители, и СМИ, и представители PR-структур часто вынуждены действовать интуитивно, не опираясь на серьезную научную базу.

Исследование INCA основано на оригинальной методике, которая сочетает экспертные и статистические методы, что позволило провести углубленный анализ российских изданий с целью выявления механизма взаимного влияния между прессой и участниками рынка, а также между прессой и органами власти. В качестве экспертов в исследовательской программе приняли участие представители консалтинговых и инвестиционных структур, финансовых и маркетинговых служб бизнес-структур, сотрудники департаментов по связям с общественностью ведущих финансовых и промышленных компаний, работники банковского сектора, другие профессиональные потребители деловой прессы, а также журналисты, специализирующиеся на экономической тематике.

В рамках настоящего исследования невозможно было проанализировать абсолютно публикации всех деловых СМИ, поэтому в ходе экспертного опроса был составлен технический рейтинг, который позволил выделить тройку лидеров рынка деловых СМИ. По результатам сводного рейтинга, лидерами рынка деловой прессы стали газеты «Коммерсантъ», журнал «Эксперт» и газета «Ведомости».

В качестве материала исследования был взят весь массив публикаций трех изданий-лидеров за 2000-2001 годы. Анализ позволил выявить основные тенденции развития рынка деловой прессы, которые с некоторыми допущениями можно экстраполировать на остальную деловую прессу.

Проведенное исследование показало, что издания находятся на качественно новом витке конкурентной борьбы за авторитет в глазах читательской аудитории, и это является причиной позитивных тенденций, которые происходят на медиа-рынке. Вместе с тем исследование выявило и «узкие» места в функционировании деловой прессы, устранение которых будет приводить к дальнейшему совершенствованию качества деловой журналистики и способствовать улучшению конкурентных преимуществ отдельных изданий.

Как показал экспертный опрос, независимость прессы в России понимается шире, чем это принято на западе, где это понятие подразумевает исключительно независимость от государства, а не от частных компаний, которые являются владельцами или главными инвесторами изданий. Эксперты не всегда разделяют эти понятия, что является следствием глубоко укоренившихся стереотипов предыдущего периода становления частных медиа, которые создавались инвесторами не как бизнес, как инструмент политического влияния. Вместе с тем, исследование показало, что сегодня издания в гораздо меньшей степени задействованы в конкурентной борьбе своих инвесторов. Это дает основания предполагать, что рано или поздно фактор принадлежности издания тому или иному владельцу не будет оказывать влияние на оценку независимости прессы как таковой.

Анализ показал, что издания придерживаются сходных политик в отношении выбора приоритетных для освещения тем, а также выбора ньюсмейкеров. Анализ показал существование «флюса» на освещение экспортно-ориентированных отраслей, которые обеспечивают основные поступления в государственный бюджет.

У «Коммерсанта» и «Эксперта», имеющих более продолжительную историю, состав ньюсмейкеров стабилен, в газете же «Ведомости» он имеет тенденцию к сокращению. За последний год число компаний, чья деятельность освещалась в «Ведомостях», сократилось на 20%.

Деловые издания уделяют основное внимание событиям в столице в ущерб регионам, часто отмечая события на региональных рынках вследствие политической конъюнктуры. Они говорят и о наличие свободных тематических ниш, отмечая, что испытывают дефицит информации по тем или иным рынкам. Исследование показало, что назревает разрыв между спросом на информацию и предложением со стороны СМИ: сейчас потребители имеют возможность только реагировать на тот продукт, который им предлагают редакции.

Эксперты выражают мнение о чрезмерном акцентировании внимания деловых изданий на конфликтных ситуациях и демонстративный негативизм публикаций, однако исследование позволило констатировать , что в целом во всех СМИ доминируют позитивные информационные поводы при освещении деятельности практически всех компаний-ньюсмейкеров. Этот диссонанс в экспертных оценках и данных статистического анализа был проанализирован в докладе специально. Описывая конфликтные ситуации, издания не всегда предоставляют возможность высказаться всем сторонам столкновения. В целом в 15-23% публикациях приводится точка зрения мнение меньшего числа сторон, чем то, что реально конфликтуют.

Обращает на себя внимание то, что у изданий нет «консолидированного» мнения в отношении тех или иных ньюсмейкеров - у каждого из них есть свои фавориты и аутсайдеры, и в часто для разных изданий они – разные. С одной стороны это свидетельствует о несформированности общих норм и критериев оценки, с другой – оставляет возможность как для проявления субъективизма, так и для обвинений в нем.

Данные по процентному соотношению позитивных и негативных авторских оценок и мнений цитируемых экспертов показывает что, именно они являются средством выражения мнения редакций о деятельности тех или иных участников рынка. В случае газеты «Ведомости» баланс позитивных и негативных авторских оценок практически совпадает с балансом оценок цитируемых экспертов. Журналисты «Коммерсанта», напротив, более свободны в выражении своей авторской позиции – баланс авторских и экспертных оценок часто существенно расходится.

Общая «болезнь» всех изданий – частое пренебрежение контекстом. Как показывают исследования, от 40 до 50 процентов статей грешат неполным или недостаточным раскрытием необходимой дополнительной информации и описания предыстории вопроса или ситуации. Известно, что отсутствие контекста ведет к тому, что у читателя формируется однобокое, ситуативное представление о событии, а сам он лишается возможности сформировать свое собственное мнение об описанных событиях.

Вместе с тем, необходимо констатировать общую положительную динамику по всем трем исследуемым изданиям, хотя данные о том, что в 35-37% публикаций отсутствует контекст, можно считать тревожными.

Возникающие между ньюсмейкерами и изданиями конфликты в последнее время, как отмечают эксперты, стали более заметными. Это связано с тем, что компании начали прибегать к публикации опровержений на сообщения тех или СМИ на страницах конкурирующих изданий в форме рекламных объявлений (на правах рекламы). Это в свою очередь свидетельствует о начале конкуренции СМИ за читателя на поле достоверности информации и объективизма.

Вместе с тем, косвенным результатом исследования стало опровержение мифа о том, что российские СМИ страдают от засилья "черного" PR. Эксперты отмечают, что лидеры рынка российской деловой прессы достаточно хорошо защищены от проникновения недобросовестной информации.

Эксперты продемонстрировали высокую осведомленность во «внутренней кухне» изданий. Состав редакции является важнейшим элементом восприятия читателями того или иного делового издания и часто формирует отношение к газете в целом. Редакционный состав и его профессиональный уровень определяют облик издания и влияют на его судьбу, отражаются на его финансовом положении и конкурентоспособности. В результате изменения в составе авторов газеты нередко отражают сознательное изменение редакционной политики, а иногда, наоборот, сами по себе становятся причиной этих изменений. Специфика российского рынка печатных СМИ такова, что профессиональный коллектив редакции значит на сегодняшний день куда больше, нежели наличие «раскрученной» марки. На сегодняшний день инвестиции в редакционный коллектив является одной из самых оправданных стратегий инвестиционных вложений.

Источник: Sovetnik.Ru