23.11.2001
Депутаты взялись за подделки.
16 ноября группа депутатов Государственной думы внесла законопроект, предусматривающий ужесточение наказания за производство и продажу контрафактной продукции. Например, предполагается, что за нарушение прав на интеллектуальную собственность можно будет оказаться в тюрьме на несколько лет. Впрочем, поправками в Уголовный кодекс депутаты не ограничились.

Борьба с контрафактной продукцией активизировалась в начале прошлого года. Тогда ряд крупных компаний создали коалицию в защиту авторских прав - CIPR. Ее члены заявили, что ежегодно теряют из-за подделок более $1 млрд. Чуть позже еще несколько крупных фирм добавили в "копилку" потерь от пиратов $473 млн. Они объединились в другую ассоциацию - Brand Protection Group (BPG). По словам представителя CIPR Александра Шелемеха, в этом году размер ущерба от пиратов по крайней мере не уменьшился.

Brand Protection Group была организована практически одновременно с CIPR - в сентябре 1999 г. В BPG входят следующие компании: Nestle, Procter & Gamble, Philip Morris, Unilever, Gillette, Henkel, Kraft Jacobs Suchard, GlaxoSmithKline, Tchibo, BIC, Clorox, "Боржоми" и др. Основателями CIPR являются Anheuser Busch Companies, British American Tobacco, Diageo plc, Philip Morris.

Особенно много говорилось в этом году о борьбе с фальсифицированными лекарствами. Обычно все фармацевтические компании жалуются на слабую работу правоохранительных органов. Те же, в свою очередь, кивают на отсутствие нормативной базы, не позволяющей им карать пиратов по всей строгости закона. Поэтому неудивительно, что Минздрав, например, разработал поправки в Уголовный кодекс, предусматривающий тюремное заключение сроком до 10 лет за подделку лекарств.

Однако подделывают в России отнюдь не только лекарства. "В странах ЕС уровень подделок - 3 - 5% , а у нас от 20% до 50% , - говорит депутат Петр Шелищ, один из авторов законопроекта. - В некоторых секторах, например в производстве обуви, эта цифра достигает 85% ". По запросу депутатов Генпрокуратура предоставила справку о количестве привлеченных к уголовной ответственности за нарушение прав интеллектуальной собственности. Оказалось, что в этом году было возбуждено 444 уголовных дела, из них передано в суд всего 14.

Начав разбираться, почему статья УК о нарушении прав на интеллектуальную собственность применяется так редко, депутаты пришли к выводу, что записанные в действующей редакции квалифицирующие признаки - неоднократное совершение или крупный ущерб - труднодоказуемы. При этом применяемые меры уголовной ответственности за эти деяния, по мнению работников правоохранительных органов, оказываются несопоставимы со сложностью доказательства вины. Все это позволяет преступникам практически всегда уходить от уголовной ответственности по этой статье.

В новой редакции УК правоохранительным органам предоставляется больше полномочий по расследованию преступлений, а максимальное наказание за производство контрафактной продукции предлагается установить в размере шести лет лишения свободы с конфискацией имущества. Организации, отстаивающие в России права компаний-производителей, считают инициативу депутатов интересной и думают, что у нее есть все шансы на успех. "При вступлении в ВТО России все равно придется подписывать соглашение о защите прав интеллектуальной собственности TRIPS (Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights) и приводить законодательство в соответствие с ним", - говорит Шелемех из CIPR.

ЧТО ПРЕДЛАГАЮТ ДЕПУТАТЫ.

По информации агентства AK&M, законопроект предлагает дополнить закон "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров" новой статьей, в соответствии с которой владельцу товарного знака, права которого были нарушены, предоставляется право требовать от нарушителя возмещения убытков, выплаты денежной компенсации в сумме от 1000 до 50 000 МРОТ, уничтожения изготовленных изображений товарного знака, а также право взыскания доходов, полученных нарушителем. Контрафактная продукция по решению суда подлежит обязательной конфискации или может быть передана владельцу товарного знака. Суд может также наложить арест и вынести определение об изъятии всех товаров, а также оборудования, на котором оно выпускается, если есть достаточные подозрения, что они являются контрафактными.
Законопроектом вносится дополнение в Кодекс об административных правонарушениях, которое предусматривает административную ответственность за незаконное использование товарного знака. За подобные правонарушения предлагается взимать штраф с граждан в размере от 20 до 40 МРОТ, с должностных лиц - в размере от 40 до 100 МРОТ с конфискацией контрафактной продукции.

Источник: Журнал "Новости в мире косметики"