30.11.2001
Рабочая группа РСПП по налогам представила концепцию налогового предела.
Рабочая группа РСПП по налогам и валютной либерализации вчера представила самые долгожданные свои разработки - концепцию налогового предела и единый совокупный налог на результаты хозяйственной деятельности. Оба новшества должны создать предсказуемые финансовые условия работы компаний. Однако в правительстве расчетам бизнеса пока что не доверяют.
Идея установления налогового предела для компаний была впервые озвучена на встрече бюро РСПП с Владимиром Путиным еще в мае этого года. Тогда глава "ЮКОСа" Михаил Ходорковский доходчиво объяснил президенту необходимость создания прогнозируемого налогового режима. Путину идея понравилась настолько, что он даже сам недавно вспомнил о ней, выступая на давосском форуме в Москве. Вчера же стало известно, что РСПП предлагает установить во второй главе НК максимальный размер всех видов налогов и сборов и других обязательных платежей (включая пени и штрафы), взимаемых с компании за год в размере 40% от результатов ее хозяйственной деятельности.
Под результатами понимается разница между доходами и расходами предприятия. При этом, по мнению РСПП, на расходы нельзя относить только платежи за импортируемые товары. Зафиксированный размер налогового предела, как пояснил "Ведомостям" один из участников рабочей группы - Юрий Кузнецов из Центра фискальной политики и права - был рассчитан как "примерная доля налоговых поступлений в рыночной части ВВП". Такие же оценки доли налоговых изъятий в объеме ВВП вчера привел и замминистра экономического развития Аркадий Дворкович (а налоговая нагрузка на предприятия, по его словам, до недавнего времени составляла 45 - 55% от выручки). Использовать принцип налогового предела по замыслу РСПП компании будут добровольно, а перейти на него смогут в любое время (например, до конца года, закончив платить по традиционной схеме).
Кроме этого РСПП предлагает альтернативный способ выплат в казну - это единый совокупный налог на результат хозяйственной деятельности. Он также взимается с разницы между доходами и расходами компании за год, но составляет 20% - в эту сумму, однако, уже не входят таможенные пошлины и сборы, акцизы и налог на добычу полезных ископаемых.
Однако, несмотря на заявленную простоту и прозрачность системы, чиновники правительства в отличие от президента относятся к этой идее скептически. Как сказал "Ведомостям" Дворкович, он согласен опробовать концепцию РСПП только на малом бизнесе. С ним солидарен и первый замминистра финансов Сергей Шаталов, считающий масштабное воплощение идей РСПП утопией. "Мы и так последовательно снижаем налоговое бремя", - безапелляционно говорит он. Налоговые эксперты объясняют позицию государства беспокойством за наполняемость бюджета. Сергей Пепеляев, директор налогового департамента ФБК, полагает, что предприятия перешедшие на единый совокупный налог, не будут платить его, завышая расходы. "Это возрождение инвестиционной льготы, причем на инвестиции можно будет направлять весь полученный доход", - поясняет Михаил Клубничкин, партнер PricewaterhouseCoopers, считающий, что идея не осуществится, пока не будут найдены источники восполнения выпадающих доходов бюджета. Кроме того, по мнению Пепеляева, нельзя рассчитать налоговый предел так просто, как это сделало РСПП. Впрочем, сами разработчики и не настаивают на ее скорейшем принятии. Как пояснил вчера глава рабочей группы гендиректор ОМЗ Каха Бендукидзе, концепция налогового предела и совокупного налога пока просто выносится на общественное обсуждение.
Вчера участники рабочей группы Бендукидзе также продемонстрировали губительность правительственных предложений по "усовершенствованию" контроля за трансфертным ценообразованием. Речь идет о поправках в статьи 20 и 40 первой части НК, в которых чиновники расширяют понятие взаимозависимых лиц, добиваются возможности по своему усмотрению устанавливать правила определения рыночных цен для целей налогового контроля, а также предлагают до 15% сократить возможные отклонения цены сделки от рыночной. В РСПП полагают, что контролировать трансфертные цены внутри страны бессмысленно, так как выручка одной компании является расходом другой и в общей сумме налоговая база не изменяется. Поэтому там считают, что контролировать нужно только цены трансграничных сделок, а также предлагают дать возможность налогоплательщику добровольно заключать с налоговым органом предварительное соглашение о методе расчета трансфертной цены. Для холдинговых компаний вопрос о трансфертных ценах был бы снят с принятием главы о консолидированной группе налогоплательщиков, на которой также настаивают предприниматели.

Источник: БКГ менеджмент консалтинг