05.12.2001
Michelin из поселка Давыдово.

Французский концерн Michelin - второй по величине мировой производитель шин - начинает строительство под Москвой собственного шинного завода, ориентированного на комплектацию "иномарок" российской сборки. Проект может быть частично профинансирован за счет кредита Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).

Michelin - второй мировой производитель шин (после Bridgestone). Компания продает более 36 000 наименований продукции (шины, колеса, комплектующие для авиа- и сельхозтехники) , владеет более чем 80 заводами в 19 странах мира. Объем продаж Michelin в 2000 г. составил около $14,88 млрд, прибыль - $376 млн.

По информации, размещенной на официальном веб-сайте ЕБРР, банк намеревается вложить в проект около 22 млн евро (около $20 млн). Совет директоров банка 18 декабря обсудит возможность выдачи кредита на эту сумму компании Michelin Russian Tyres Manufacturing Company. Впрочем, как подчеркивают в ЕБРР, до заседания совета проект должен пройти в банке три стадии согласования. До этого времени информация о будущем кредитном соглашении не может расцениваться как официальная позиция ЕБРР.

Об этом проекте до сих пор известно немного, хотя представители Michelin еще более года назад намекали на планы своей компании по строительству завода в России. Сейчас уже известно, что предприятие будет расположено в поселке Давыдово Орехово-Зуевского района. Получить более подробную информацию у представителей Michelin "Ведомостям" вчера не удалось. Но, по сведениям компании, владеющей соседним участком земли в Давыдово, производственная площадка нового завода занимает более 40 га, а к 2003 г. новое предприятие планируется вывести на плановую мощность.

Как отмечают в ЕБРР, проект Michelin ориентирован в основном на российский внутренний рынок и, возможно, на рынки соседних стран СНГ.

По сведениям представителя одной из крупных российских шинных компаний, французская компания намерена выпускать в России не менее 2 млн шин в год (минимальный объем, обеспечивающий рентабельность) в основном для нужд иностранных автоконцернов, развертывающих собственные производство в России, - Ford, FIAT, Renault, General Motors. Это немалая цифра: по данным Госкомстата, за девять месяцев 2001 г. все российские заводы произвели около 14,24 млн шин для легковых автомобилей.

Впрочем, собеседник "Ведомостей" считает, что с нуля построить за два года шинный завод с полным производственным циклом невозможно. Поэтому, полагает он, Michelin вряд ли будет делать в России компоненты для шинного производства (только строительство цеха по производству резиновых смесей обошлось бы французам минимум в $30 млн).

Французский шинный концерн за последнюю пару лет провел в России серию переговоров о приобретении одного из российских шинных заводов (среди них были Московский шинный завод, а также Кировский шинный и волгоградский "Волтайр"). Но в каждом случае Michelin не соглашался покупать менее 75% акций завода, и переговоры потерпели неудачу. Похоже, теперь Michelin намеревается сменить тактику и построить свой собственный завод. А вот его конкурент, немецкий концерн Continental AG, был более уступчив и в апреле 2001 г. после долгих переговоров приобрел контрольный пакет акций Московского шинного завода (МШЗ) у правительства Москвы.

Источник: БКГ менеджмент консалтинг