10.12.2001
Тюменская нефтяная компания поможет Сербии
В четверг Тюменская нефтяная компания (ТНК) объявила о подписании соглашения с югославской нефтяной госкомпанией Naftana Industrija Srbija (NIS) по поставкам нефти. На первый взгляд, объем этих партий не велик. Но на самом деле ТНК закроет половину потребности Сербии в нефти. За текущую неделю Россия сильно продвинулась в проектах на территории бывшей Югославии
По договоренностям между ТНК и NIS российская компания за первое полугодие 2002 года поставит в республику 660 тысяч тонн нефти с правом пролонгации соглашения до конца года. Вице-президент ТНК Давор Штерн говорит, что это первый опыт прямого сотрудничества между российской и югославской компаниями, но с его помощью ТНК хочет расширить свое присутствие на восточноевропейском рынке.
В какой-то степени соглашение можно расценивать как компенсацию неудачи ТНК в тендере по приватизации чешской Unipetrol. Тем более что в итоге в конкурсе не принимали участия ни ТНК, ни "ЛУКОЙЛ". В сделке же с NIS тюменской компании удалось обойти "ЛУКОЙЛ".
В Сербии (именно с правительством этой республики Югославии был подписан договор) говорят, что тюменская нефть для них "самый дешевый вариант", поскольку поступает напрямую от производителя. Однако сербский министр энергетики Горан Новакович все же не стал уточнять, во сколько республике обойдется импорт российской нефти, передает Bloomberg. Чтобы обеспечить себя нефтью, Сербии приходится импортировать две трети потребности, половину которой теперь закроет ТНК. Правда, данные по сделке несколько разнятся. Сербская сторона ожидает, что из России ежемесячно будет поступать по 130 тысяч тонн нефти. Поставки нефти будут идти через торговую компанию "ТНК-Трейд", а австрийский банк Raiffeisen согласился профинансировать сербскую сторону на 45 миллионов долларов.
Для России соглашение с Сербией - уже второе достижение в проектах на рынке бывшей Югославии за эту неделю. До этого она получила согласие от Украины на единый тариф по трубопроводу "Дружба-Адрия". Речь идет об интеграции нефтепроводов, проходящих по территории России, Украины, Венгрии, Словакии и Хорватии. Если это произойдет, то российская нефть сможет поступать напрямую в Адриатическое море. Однако до этого необходимо сделать этот трубопровод реверсивным. Сейчас на хорватском участке "Адрии" нефть движется от порта Омишаль в сторону города Сисак. Для того чтобы увеличить загрузку трубопровода, на этом 120-километровом участке предлагается организовать движение нефти в обратную сторону.
Долгое время воплощение этой идеи тормозила позиция Украины. Она единственная из всех вовлеченных в проект стран не хотела соглашаться на единый тариф и снижать его с 0,73 доллара до 0,64 доллара за тонну на 100 километров. Однако в начале этой недели согласие из Киева было получено.
По словам вице-президента "Транснефти" Игоря Солярского, прокачку российской нефти по новому маршруту можно будет начать уже до конца 2002 года, и "Транснефть" вместе с хорватской нефтетранспортной компанией JANAF сможет отправлять через него 5 миллионов тонн российской нефти. Однако для того чтобы утроить мощность нефтепровода до 15 миллионов тонн, потребуется порядка 320 миллионов долларов. Игорь Солярский утверждает, что частично профинансировать проект готова комиссия Евросоюза, а ТНК и "ЮКОС" уже согласились поставлять свою нефть в трубу.

Источник: БКГ менеджмент консалтинг