18.12.2001
Nestle не нужен "Бабаевский".

На днях компания Nestle объявила о существенном расширении мощностей по производству плиточного шоколада на самарской фабрике "Кондитерское объединение "Россия", в результате чего его выпуск увеличится на 30%. Сейчас компания занимает 23% на российском рынке шоколада. О состоянии бизнеса Nestle в России и перспективах его развития корреспонденту газеты "Время новостей" Анфисе ВОРОНИНОЙ рассказал президент группы Nestle в России Ханс ГЮЛЬДЕНБЕРГ.

— Как вы оцениваете сегодняшнее положение Nestle на рынке кондитерских изделий?

— Это самый крупный бизнес Nestle в России, и для нас он очень важен. У нас есть три фабрики, каждая из которых имеет свою специализацию: шоколад производится в Самаре, карамель в Перми, печенье в Барнауле. С таким распределением бизнеса, я считаю, у нас есть большой потенциал роста и достаточно мощностей для развития.

— Nestle планирует приобретение новых мощностей по производству кондитерских изделий?

— Я верю, что мы можем активно развивать наш бизнес с теми предприятиями, которые у нас уже есть.

— 15 января состоится аукцион по продаже контрольного пакета акций концерна "Бабаевский". В прессе не раз появлялась информация о том, что Nestle проявляет интерес к этому пакету акций.

— Очень сложно представить, как мы могли бы быть заинтересованы в этой сделке.

— Но информация о вашем интересе исходит от комитета иностранных кредиторов Инкомбанка.

— Мы всегда наблюдаем за тем, что происходит на рынке, какие предприятия освобождаются. В "Бабаевский" входит шесть предприятий, у нас же есть три свои очень крупные фабрики, и нам совершенно не нужно приобретать еще какие-либо мощности. "Бабаевский" — это сильный бренд, но у нас есть свои бренды, мы инвестируем в "Савинов" и "Россию", поэтому вряд ли этот пакет акций мог бы быть для нас интересен. Разумеется, если подобные пакеты будут в дальнейшем выставляться на продажу, мы будем ими интересоваться. Слухи же можно объяснить тем, что наше присутствие в списке претендентов повышает рыночную цену выставляемых на продажу предприятий.

— Планируете ли вы делать приобретения на других рынках — в секторе кулинарных изделий, мороженого или напитков?

— Для Nestle более важно сконцентрировать свою деятельность на уже имеющихся мощностях. В первую очередь нужно разрабатывать новые виды продукции и делать дополнительный акцент на развитие сети дистрибуции. По различным оценкам, в России сейчас имеется от 200 до 450 тысяч точек продаж. Конечно, сложно продавать продукцию во всех этих точках — это довольно дорого, но нам необходимо выбрать нужное число магазинов для продажи нашей продукции и иметь на них влияние.

— Nestle в этом году начала расфасовывать продукцию своего основного кофейного бренда — Nescafe — на фабрике в Тимашевске в Краснодарском крае. Остановится ли на этом кофейный проект или в Россию будет перенесена и переработка кофейного сырья?

— Мы намерены развивать этот проект, но говорить о полном переносе в Россию всех процессов производства кофе, кроме, разумеется, его выращивания, еще рано. Nestle оптимизирует производство кофе по всему миру, поэтому, возможно, мощности будут созданы на Украине или в других странах СНГ. Но уже в связи с началом фасовки в России мы выступаем за введение дифференцированных ставок таможенных пошлин на упакованный кофе и кофейное сырье, потому что это будет стимулировать инвестиции в местное производство.

— Несколько месяцев назад появились слухи о претензиях, которые Министерство по антимонопольной политике (МАП) якобы имеет к Nestle из-за слишком большой доли, которую компания занимает на российском рынке кофе — 63%. Ситуация получила развитие?

— Я не знаю, откуда эта информация появилась в СМИ. Вероятно, это действия третьих лиц, заинтересованных в ее распространении. С нами МАП по этому поводу не связывался, и пока никаких предпосылок для этого нет — наша рыночная доля ниже 63%, и чтобы в этом убедиться, достаточно запросить информацию в любом аналитическом агентстве.

— Вы полагаете, что это действия конкурентов?

— Я не знаю.

— Почему был прекращен проект производства замороженных полуфабрикатов в Тимашевске?

— В России сегодня продаются в основном так называемые простые замороженные продукты — фрукты и овощи. Это не наш рынок. Выходя на него, мы хотели только оценить возможности развития. Кроме того, Nestle начала распродавать бизнес по производству замороженных продуктов в Европе. Компания оставляет за собой только производство более сложных продуктов — пиццы, готовых блюд и т.п.

— Они появятся на российском рынке?

— Мы считаем, что наш рынок еще не готов к этому. Пока он слишком мал.

— Вывод на российский рынок майонеза Maggi стал неожиданностью: конкуренция здесь очень сильна, этот сегмент заполнен, основные продажи приходятся на бренды вашего главного конкурента — концерна Unilever (Calve и "Делми").

— Необходимо признать, что первое время у нас были сложности. Сейчас мы представили новую треугольную упаковку и надеемся, что наш продукт будет популярным. Мы хотим стать заметными участниками этого рынка.

— Вначале даже упаковка майонеза Maggi была абсолютно идентична стандартной банке Calve. Смена упаковки — попытка "рывком" взять верх в конкурентной борьбе?

— Конечно. Мы хотим отличаться от конкурентов. Посмотрим, как это отразится на нашей рыночной доле.

— Когда начнется производство кормов для домашних животных в Подмосковье?

— Мы начнем расфасовку сухих кормов в Раменском уже со следующего года. Пока на арендованных мощностях, потом перенесем на собственные производства. Основной бренд, который будет выпускаться, — Friskies. Пока я не могу назвать суммы вложений и объемы производства.

Nestle — международная группа компаний со штаб-квартирой в Швейцарии — ведущий производитель продуктов питания в мире, 31-я по счету крупнейшая компания в мире. В России компания работает с 1995 года. Nestle лидирует на рынках кофе, шоколадных изделий, мороженого. Компания владеет контрольными пакетами кондитерских фабрик "Россия" и АО "Кондитер" в Самаре (составляют "Кондитерское объединение "Россия"), ООО "Нестле Жуковское мороженое", кондитерских фабрик АО "Алтай" в Барнауле и АО "Камская" в Перми, ОАО "Хладопродукт" в Тимашевске Краснодарского края. Основные бренды: "Россия", "Шок", "48 копеек", Nuts, Nescafe, Nesquick, Maggi, Friskies. Инвестиции Nestle в производство и развитие дистрибьюторской сети в России составили около 200 млн долл.

Источник: Рынок продуктов питания