10.01.2002
Минтранс России продолжает бороться за качество перевозок путем сокращения количества компаний-операторов.

Успешный опыт борьбы с расплодившимися авиакомпаниями и старыми самолетами сподвиг министерство затеять этот же процесс и на речном транспорте: предполагается сократить почти на треть количество мелких компаний речного флота и начать обновление водного парка. В настоящее время на внутренних водных путях России, протяженность которых составляет около 100 тыс. км, пока еще плавают 1653 судоходные компании.
Первый тревожный звонок для небольших судоходных компаний прозвенел в марте прошлого года, когда был принят Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации. На его основе разработан проект концепции развития отрасли до 2015 года. На первом этапе реструктуризации отрасли государство намерено стимулировать вывод с рынка неэффективных судоходных компаний и содействовать ускоренному списанию устаревшей техники. Утилизация уже сегодня идет полным ходом - прошлый год стал последним в "плавательной карьере" 1,3 тыс. судов, а техническое состояние 3,16 тыс. (9,9% всего парка) признано негодным или ограниченно годным к эксплуатации. Впрочем, массовый выход из строя техники неудивителен, так как средний возраст транспортного флота составляет более 23 лет.

В интервью "Известиям" министр транспорта России Сергей Франк заявлял, что задача обновления парка судов является одной из приоритетных. Особенно это касается судов типа "река-море", которых сейчас в стране насчитывается порядка 1 тысячи. В Минтрансе рассчитывают, что до 2010 года будет построено 200 новых судов с общим объемом инвестиций около $1 млрд. Эти планы уже сегодня воплощаются в жизнь: впервые за последние десять лет российские судоходные компании смогли начать закупку новой техники. Это позволило не только преодолеть спад объемов перевозок (в 90-е годы он снизился в 5 раз), но и добиться роста производственных показателей. По словам замминистра транспорта, руководителя Службы речного флота России Николая Смирнова, в последние два года наблюдается положительная динамика основных показателей работы речного транспорта. Так, в 2000 году речные судоходные компании перевезли 117,5 млн тонн грузов, что на 12% превысило показатель 1999 года. Двенадцатипроцентный рост был зафиксирован и в прошлом году - перевезено свыше 130 млн тонн грузов. Эксперты прогнозируют увеличение объемов перевозок и в этом году, правда, только на 5% - за счет перевозки нефти, нефтяного оборудования, металлических труб в связи с освоением новых месторождений нефти и газа в Западной Сибири, в Красноярском крае и Якутии.

Потенциальные возможности речного транспорта, который обеспечивает всего лишь 4 процента общего грузооборота транспортной системы России, ограничены природными факторами. Основные водные пути проходят с севера на юг, тогда как большинство перевозок осуществляется с востока на запад. Кроме того, перевозки по рекам носят сезонный характер и ограничены погодными условиями.

Источник: БКГ менеджмент консалтинг