16.01.2002
Путин пообещает 5 лет не повышать налоги.

На Старой площади закипает работа над ежегодным президентским посланием. По сведениям "Ведомостей", одним из "ударных" мест документа может стать тезис о пятилетнем моратории на повышение налогов. Правда, у этой идеи есть убежденные оппоненты в правительстве и парламенте.
Один из идеологов моратория - глава экономического управления администрации президента Антон Данилов-Данильян. В декабре прошлого года он поделился своими соображениями на закрытом брифинге для экономистов инвестиционных банков и компаний. "Мы поняли эту инициативу как солидарную позицию администрации, - говорит один из участников брифинга. - На фондовом рынке она вызвала интерес. Игроки считают, что эта мера серьезно улучшит инвестиционный климат и ускорит репатриацию капитала".
В соответствии с правилами кремлевского PR Данилов-Данильян не вправе выступать с комментариями для прессы. Прояснить ситуацию "Ведомостям" согласился осведомленный источник в администрации, разделяющий позицию главы экономического управления.
"На практике мораторий действует уже сейчас, - говорит представитель администрации. - Он выражается в том, что исполнительная власть воздерживается от внесения или поддержки законопроектов, увеличивающих налоговое бремя". Однако официальное введение моратория должно не просто закрепить в сознании необратимость реформы и конвертировать ее плоды в политический капитал Путина. "Как минимум раз в квартал законодатели и чиновники разных ведомств начинают лоббировать какую-нибудь меру, повышающую налоговую нагрузку, - говорит кремлевский чиновник. - Чаще всего под угрозой оказывается нынешняя ставка подоходного налога". В администрации рассчитывают, что ясно выраженная воля главы государства положит конец вредоносному законотворчеству.
Первым идею моратория озвучил еще в самом начале налоговой реформы председатель бюджетного комитета Госдумы Александр Жуков. Весной 2000 г. депутат предложил одновременно с либерализацией налогового законодательства ввести пятилетний мораторий на повышение налогов. Осенью 2000 г. эту идею подхватило проправительственное "Единство". Лидер "медвежьей" фракции в Думе Борис Грызлов пообещал тогда "инициировать введение моратория на налоговое законодательство, и в частности на величину подоходного налога, а также ряд других налогов минимум на 10 лет". Законопроект о моратории в Думе так и не появился. В кулуарных беседах члены фракции признавали, что отказались от замысла, не желая ограничивать свое право на законотворчество. Поступаться конституционными полномочиями депутаты не хотят и сейчас.
"Мораторий вводить нецелесообразно, пока не закончилась налоговая реформа, - говорит зампред бюджетного комитета аграрий Сергей Штогрин. - Это можно было бы сделать только по налогам, реформирование которых уже завершено". По его мнению, официальный мораторий едва ли улучшит деловой климат в России, поскольку "налоговое законодательство не является решающим фактором при принятии инвестиционных решений".
В Минфине возражают против моратория, ссылаясь на технические трудности. "Невозможно ввести ограничения на все налоги, ведь некоторые бюджетные платежи необходимо индексировать в связи с инфляцией или изменением рыночных цен, например акцизы или таможенные пошлины", - сказал "Ведомостям" замминистра финансов Михаил Моторин. По его мнению, мораторий "не приведет ни к чему хорошему, а только лишит гибкости при принятии решений".
Сторонники моратория убеждены, что эти возражения бьют мимо цели, поскольку при наличии политической воли технические трудности преодолимы. "Довести до абсурда можно любую идею, - говорит источник в администрации. - Смысл моратория в том, чтобы показать предпринимателям: общая философия государства изменилась в их пользу".
Бизнес воспринимает идеи, блуждающие по Кремлю, благосклонно, но сдержанно. "Чем больше предсказуемости, тем лучше", - говорит Алексей Беляев, председатель правления ФК "Рабоинвест", входящей в группу нидерландского Rabobank. Однако он далеко не уверен, что мораторий из уст Путина приведет к немедленному росту иностранных инвестиций.
"Идея, конечно, интересная, но больше декларативная", - констатирует гендиректор компании "Объединенные машиностроительные заводы" Каха Бендукидзе, который возглавляет рабочую группу РСПП по налоговой реформе. Он не верит, что бизнесу действительно угрожает повышение налогов. "Очень хотел бы посмотреть на человека, который предложит сейчас повысить налоги, - говорит он. - Увеличив подоходный налог, финансовые власти окажутся в дураках, потому что это сразу остановит выход бизнеса из тени".
Зато воли к дальнейшему снижению налогового бремени государству, по мнению Бендукидзе, явно недостает. Поэтому он предлагает власти другую последовательность действий: сначала снижение ключевых налогов (НДС, ЕСН и налог на прибыль) и лишь затем - мораторий.

Источник: Ведомости