17.01.2002
Через год россияне могут лишиться настоящего отечественного вина.

Несмотря на одолевающую Кубань водную стихию, вчера в администрации Краснодарского края прошло экстренное совещание по проблемам алкогольной отрасли. Повод для администрации "шкурный" — край недобрал 500 миллионов рублей акцизов на продаже алкоголя. Выяснилось, что ситуация критична: через год на Кубани могут вообще перестать выпускать вина из-за широкого распространения так называемых оригинальных порошковых вин. "Неоригинальных" кубанских зачастую нет даже в ресторанах и кафе в самом Краснодарском крае...
Из года в год в краевой администрации принимаются сверхоперативные меры, чтобы заставить оптовиков больше торговать кубанскими винами. Одна из мер — введение института аккредитованных предприятий. В этом случае лицензия на право оптовой торговли выдается только при условии, если претендующая организация реализует установленный в процентах объем кубанских вин. Способ отнюдь не либеральный, но обещал в свое время многое.
Однако вскоре выяснилось, что результата он не дал. За прошедший год краевой бюджет недополучил около 500 миллионов рублей акцизов. И это стало поводом для краевых чиновников задуматься над судьбой кубанских вин. "Мы прошли по розничной сети, и оказалось, что около 85% вин, выставленных в магазинах, — это грузинские и молдавские и только около 15% — кубанские, — не без разочарования заметил на совещании вице-губернатор края Александр Ремезков. — Лично меня это удивляет, потому что грузинские вина дороже наших в 5-6, а молдавские — в 2-3 раза".
Представители Управления торговли пытаются по-своему объяснить этот процесс: встречается-де кубанское вино неправильно оформленное, ненадлежащего качества, с осадком... Решение загадки состоит в том, что молдавские и прочие неотечественные вина по введенной классификации считаются "оригинальными и нетрадиционными". Фактически же они просто порошковые и часто не декларируются. Трудно отследить их оборот контролирующим органам и по качеству — смесь порошка, воды и спирта осадка иметь просто не может. Это и губит настоящие кубанские вина, которые проигрывают экономически (а не по качеству). На сегодня в крае остались неиспользованными 13 миллионов декалитров виноматериалов. А за весь прошлый год на Кубани было бутилировано только 5 миллионов декалитров вин. "Мы планируем в этом году выйти на розлив 6,5 миллиона декалитров, но это в 5-6 раз меньше, чем позволяют имеющиеся мощности, — сказал в интервью "Известиям" председатель краевого комитета по виноградарству и виноделию Юрий Никитин. — Мы могли бы с уверенностью предложить 30 миллионов декалитров, но оказывается, что в стране потребление вин сократилось в 8 раз". Россияне отказываются от потребления вин не в последнюю очередь потому, что на прилавках господствуют "порошковые" изделия.
Однако известно, что в ряде российских городов — в Казани, Оренбурге, Набережных Челнах, Уфе — знают и ждут кубанские вина. Заключению конкретных договоров мешает порой нерасторопность кубанских виноделов. Последние зачастую настаивают на предоплате и слабо занимаются мониторингом спроса. "Если так дело пойдет, то через год, когда мы поймем цену "порошковым" винам, на Кубани может не остаться винодельческой отрасли и качественных виноградников", — говорят в один голос в ответ представители кубанской Ассоциации виноделов.
Другие претензии виноделов к российской власти: разовое введение летом минувшего года акцизных складов, обязательных счетчиков и региональных марок, выведение винодельческой отрасли из списка по единому сельхозналогу и многое другое.
В краевой администрации пока могут обещать только субсидирование ставки по банковским кредитам — для производителей кубанского вина и его оптовых продавцов. Но и это будет запоздалый шаг, если учесть, что деньги могут дойти до виноделов только к лету. Последняя надежда кубанских виноделов — понимание депутатов Госдумы. Вице-губернатор Александр Ремезков решил организовать спецрейс на Москву для руководителей 10-15 кубанских винзаводов. "Может, люди "от земли" смогут растолковать народным избранникам более доступно, хотя это будет сложно — слишком большой оборот имеет "порошковый бизнес" в российской торговле", — сказал "Известиям" Александр Ремезков.

Источник: Рынок продуктов питания