17.01.2002
Супермаркеты вышли на тропу войны.

Войны бывают разные: за свободу, за территории, за нефть и алмазы. У британских супермаркетов на протяжении многих лет война одна: за прихотливого британского покупателя.
В последние несколько дней сводки с продуктового фронта показывают, что борьба между двумя главными конкурентами, Tesco и Sainsbury, снова обострилась.
Супермаркет номер один, Tesco, отрапортовал, что оборот во время Рождества увеличился на 6,2%. Sainsbury, который уступил пальму первенства Tesco пять лет назад, заявил, что объем продаж в его магазинах увеличился на 6,8% процента.
Для непосвященных разница небольшая. Однако для Sainsbury, который в последние годы никак не мог угнаться за инициативами Tesco, регулярно снижавшего цены и запускавшего все новые виды сервиса, включая чрезвычайно популярную систему заказов по интернету, увеличение оборота — большое достижение.
Питер Девис, относительно новый генеральный директор фирмы, даже заявил, что впервые с 1996 года Sainsbury удалось отбить клиентов у Tesco.
Tesco, естественно, с возмущением ответил, что все это совсем не так, и что если учитывать дефляцию, то продажа у Sainsbury выросла значительно меньше, и вообще, опрос, который цитирует Sainsbury, неправильный.
На самом деле Tesco, как и многие другие супермаркеты, действительно пострадал от снижения цен на бензин — значительный процент оборота поставляют бензоколонки при супермаркетах. Однако главный вывод для обозревателей один: конкуренция на британском рынке опять ужесточается.
Пока Sainsbury и Tesco борятся за обеспеченных покупателей, ASDA, сеть более дешевых универсамов, принадлежащая крупнейшей торговой фирме мира американскому Wal Mart, потихоньку снижает цены и перетягивает на себя средний класс.
Генеральный директор Safeway, четвертого по влиянию супермаркета Британии (кстати, тоже выходец из вездесущего Wal Mart), тем временем активно занимается переоборудованием своих магазинов, устанавливая в них мини-пекарни, прилавки деликатесов и даже пиццерии.
Хотя в ближайшие месяцы переоборудование приведет к перебоям в работе некоторых магазинов Safeway, по его окончании сеть вполне может привлечь в свои магазины тех клиентов Tesco и Sainsbury, кто предпочитает шопинг с изюминкой. Так что затишья в войне супермаркетов не предвидится.

Источник: Рынок продуктов питания